Мой пациент Элиот недавно взял отпуск. Он работает врачом общей практики и последнее время стал чувствовать себя уставшим и опустошенным. Он планировал спать до полудня, читать романы, гулять, посмотреть пропущенные серии «Игры престолов».
Но вместо этого составил для себя плотный график с посещением музеев, концертов, театра и походами с друзьями в модные бары и рестораны. Кроме того, график предполагал тренировки в спортзале и уроки испанского.
Элиот пожаловался, что чувствует себя еще более вымотанным, чем после работы, и находится на грани нервного срыва. Он пытался понять, как умудрился столько всего успеть, когда не собирался вообще ничего делать.
Ничегонеделание представлялось ему невозможной задачей. Разве возможно ничего не делать?
Когда Элиот протестует против «безделья», он поступает с позиции западной культуры, которая осуждает недостаток активности. Он постоянно требует от себя высокой продуктивности и ощущает стыд, когда его показатели низки. Но в итоге он слишком устает, чтобы работать, и слишком напряжен, чтобы отдыхать.
Это один из признаков выгорания — чувства, когда вы изнурены и в то же время испытываете мучительную потребность продолжать куда-то бежать. Выгорание предполагает неумение расслабляться, то есть «ничего не делать».
Оно мешает вам радоваться простым вещам — спать, принимать ванну, неспешно прогуливаться, наслаждаться ужином или беседой. Рекомендовать расслабляющие практики людям, которые не умеют расслабляться, — бессмысленная задача.
Что поможет нам вновь научиться отдыхать?
В легких случаях выгорания нервное истощение вызвано внешними, а не внутренними причинами: стрессовыми событиями — переживанием потери близкого человека, разводом, финансовыми трудностями — и высокими требованиями на рабочем месте. В таких случаях следует пересмотреть рабочий график и заняться йогой или медитацией.
Вы уже поможете себе, если услышите потребности внутреннего «Я» и поймете, что они не всегда совпадают с тем, что требуют от вас окружающие люди и обстоятельства. Но такие решения кажутся нереалистичными для трудоголиков с высоким уровнем ответственности.
Когда корни выгорания уходят слишком далеко, поможет общение с психотерапевтом. Психоаналитические сессии станут способом озвучить и услышать поток собственных мыслей.
И в прошлом обнаружится ключ к причинам выгорания
В случае с Элиотом оказалось именно так. В его семье было не принято отдыхать. Даже сейчас его родители-пенсионеры не любят просто смотреть телевизор, читать книги или беседовать. Он помнит семейные обеды на бегу, когда отец и мать старались побыстрее перекусить и убежать по делам.
Его собственная жизнь всегда была перегружена домашними заданиями и внешкольными занятиями, и его «лень» подвергалась жестоким нападкам со стороны родителей. «Они были одержимы активностью и привили мне ощущение вины за так называемую пустую трату времени», — рассказал он на одной из наших сессий.
Мы часто бездумно следуем привычкам и предаемся трудоголизму, не осознавая, что живем по шаблону, привитому в результате воспитания. Но иногда стоит задуматься, правильно ли мы живем и нравится ли нам такая жизнь по-настоящему.
Об авторе: Джош Коэн — британский психоаналитик, преподаватель Университета Лондона и писатель. Автор книги «Частная жизнь: почему мы блуждаем в потемках».