Горел-горел — и выгорел
«Выгорание» — очередное популярное слово. С одной стороны, оно успело многим набить оскомину, а с другой — используется большинством к месту и не к месту. «Что-то я выгорел», — говорят те, у кого не задался день на работе или кто просто давно не был в отпуске. (Видимо, это те же самые люди, у которых «целых два часа была такая жуткая депрессия!..» и кто на всех, кто им не нравится, клеит ярлык «токсичный», но сейчас не об этом.)
На самом деле выгорание — серьезная проблема, которая негативно сказывается на здоровье, мешает быть счастливым и в целом снижает качество жизни того, кто ему подвержен.
Признаки выгорания:
физическое и эмоциональное истощение (здесь и хроническая усталость, и бессонница, и ухудшение внимания и концентрации, и потеря аппетита, и постоянные простуды);
стойкое ощущение собственной неэффективности, чувство, что ничего не удается достичь;
цинизм и отстраненность по отношению к работе и обязанностям, которые еще недавно «зажигали».
Похоже на симптомы хронического стресса, правда? Так и есть: стресс и выгорание отличаются, по сути, «степенью накала». А самое печальное, что в большинстве случаев человек понимает, что с ним случилось, слишком поздно, уже «сгорев дотла». И на восстановление в этом случае могут уйти месяцы, а то и годы.
«Я вам всем докажу!»
Но как мы вообще доходим до жизни такой? В какой момент что-то идет не так, и наш первоначальный рабочий энтузиазм становится «топливом» для будущего выгорания? Чтобы это понять, полезно разобраться, а как вообще складываются наши отношения с работой.
12 фаз профессионального выгорания
Их выделил американский психолог Герберт Фройденбергер. И если внимательно проанализировать список ниже, нетрудно будет найти ответ:
Непреодолимое желание проявить себя, продемонстрировать свою ценность как сотрудника, «утереть нос» лучшим из лучших.
Работа сверх нормы и невозможность «отключаться».
Пренебрежение собственными нуждами: на этом этапе сотрудник начинает хуже питаться, не высыпается, пренебрегает семьей и друзьями.
Вытеснение проблем: человек предпочитает не замечать, что перенапрягается и испытывает стресс.
Переоценка ценностей: все прежние увлечения и хобби отходят на второй план, друзья и близкие забыты, все вытесняет работа.
Отрицание возникающих проблем: на этом этапе человек может стать нетерпимым, начать считать своих коллег глупыми, ленивыми, некомпетентными и недисциплинированными, критиковать их, проявлять агрессию. Кажется, что все проблемы — только из-за давления на работе, а не из-за того, что жизнь изменилась.
Поиск способов снять стресс — часто ими становятся алкоголь или наркотики.
Перемены в поведении, которыми обеспокоены уже не только коллеги, но и члены семьи и родные.
Деперсонализация: человек перестает считать себя и окружающих ценными, перестает прислушиваться к своим желаниям, эмоциям и потребностям, а лишь выполняет свои функции.
Чувство внутренней пустоты, которую человек пытается заполнить едой, алкоголем, сексом.
Депрессия, чувство потерянности и незащищенности; будущее кажется безнадежным и бесперспективным.
Собственно, синдром выгорания: с некогда продуктивным сотрудником случается ментальный и психический коллапс, и нередко требуется поддержка специалиста, чтобы со всем этим справиться.
А помните, с чего все начиналось?
Правильно — с тех самых «горящих глаз», с желания проявить себя и кому-то что-то доказать. Нас настолько увлекает новая работа, мы настолько сильно хотим продемонстрировать работодателю, что он не зря нас нанял, что мы можем действительно что-то поменять в компании, что беремся за любую задачу, взваливаем на себя слишком много, напрочь забывая о личных границах и о том, что ресурсы вообще-то нужно восполнять.
Число способов восполнять эти ресурсы тоже постепенно сокращается, ведь наша работа слишком важна, чтобы тратить свое время на друзей и хобби.
«Эмоциональное выгорание в профессии наступает в ситуации неравномерного распределения периодов труда и отдыха, — подтверждает клинический психолог Виктория Иванникова. — Да, первый этап работы на новом месте поначалу может давать ресурс и удовольствие. Однако наш организм устроен так, что мы не можем постоянно вкладываться, прилагать усилия и отдавать, ничего не получая взамен, в том числе — отдых и удовольствие.
Что мы «отдаем» работе? Память, внимание, мышление… Мозг постоянно трудится, решает новые задачи, адаптируется к новым «вводным данным». И, если не давать ему отдыхать, истощается вся нервная система, снижаются пороги чувствительности. Человек становится раздражительным, эмоциональным, нарушается режим сна, снижается иммунитет…»
«Мы выгораем тогда, когда отдаем больше сил и энергии, чем получаем и восполняем»
«Часто за этим стоит недостаточная внутренняя самоценность и отношение к себе как к «функции», — соглашается с коллегой гештальт-терапевт Алефтина Шаульская. — Данную конкретную свою роль человек считает самой важной. Такое отношение к себе можно менять долгосрочной практикой сострадания к себе и внимания к своим потребностям.
К сожалению, мы живем в мире нарциссических ценностей, где очень важны достижения, продуктивность, эффективность и излучение позитива. Переработки и усталость вызывают у общественности уважение, тогда как потребность в отдыхе считается даже чем-то «стыдным». Но правда в том, что у тела и психики не бывает «неправильных» и «ненужных» потребностей, и важно уметь к ним прислушиваться и вовремя их удовлетворять.
Есть, кстати, разные классификации выгорания, и по одной из них те самые «горящие глаза» — как раз первая стадия. С них все и начинается».
Возрождаемся из пепла
Как мы уже упоминали ранее, хорошая новость заключается в том, что от выгорания можно оправиться. Но для этого, конечно, потребуется кардинально изменить свой образ жизни, вернуть баланс между работой и всем остальным.
Как это сделать?
«Первая необходимая мера — организация отдыха, причем не на стандартные две недели, а дольше, — считает Алефтина Шаульская. — А как только удастся восстановить силы, придется осуществить серьезный пересмотр своего графика и объема задач. Важно научиться адекватно оценивать свое состояние здоровья и уровень энергии и планировать задачи в соответствии с ними».
«Обязательно отдыхайте от той рабочей деятельности, которая растрачивает ресурс»
«В течение рабочего дня делайте паузы, чтобы просто посидеть с закрытыми глазами, выйти подышать воздухом, послушать в наушниках любимую песню, — дополняет Виктория Иванникова. — И, конечно, делайте в свое нерабочее время то, что вас расслабляет, наполняет и позволяет восстановиться. Чем скорее вы поймете, что отдых действительно жизненно необходим, тем быстрее научитесь удерживать себя в балансе и энергичном, наполненном состоянии.
Кроме того, не пренебрегайте потребностями тела: следите за своим режимом питания и тем, чтобы оно было здоровым и полноценным, не забывайте соблюдать питьевой режим. Если увлекаетесь работой настолько, что забываете обо всем, ставьте себе напоминания о том, что пора перекусить или выпить воды».
«Когда появятся силы, важно будет исследовать „дыры“, в которые утекает энергия»
«Это могут быть слишком большие нагрузки, потеря интереса к работе, непосильная ответственность, сложности с конкретным коллективом, неподходящая корпоративная культура и несовпадение ценностей человека с ценностями компании или слишком интенсивная коммуникация с клиентами, пациентами…
Каждая история выгорания индивидуальна, и важно исследовать — самостоятельно или со специалистом — почему это произошло в вашем конкретном случае», — считает Алефтина Шаульская.
Да, прямо сейчас вас может не покидать ощущение, что в пламени стресса «сгорели» ваши энтузиазм, страсть и энергия, но так только кажется. На самом деле их источник по-прежнему внутри вас. И если дать возможность организму восстановиться, из тлеющих углей вновь разгорится пламя. Но не буйный костер, пожирающий вас самих, а стойкий, ровный огонь, который будет согревать вас и озарять своим светом все вокруг.
Источники: