Это самый молодой из двунадесятых праздников, то есть один из главных двенадцати в Православии. Упоминания о нем относятся к VIII веку, по ним становится понятно, что службы на день Введения проходила без особой торжественности. Лишь в X–XI веках его стало сопровождать торжественное богослужение. И лишь после XIV века Введение вошло в число двунадесятых праздников православной церкви.
С какими событиями связан праздник
Вы не встретите этот эпизод в канонических Евангелиях, но о нем говорится в апокрифах, хранящих устное предание («Протоевангелие Иакова», «Евангелие Псевдо-Матфея»).
В галилейском городе Назарете жил потомок царя Давида Иоаким с женой Анной. Они дожили до глубокой старости, но детей у них не было. В те времена считалось, что отсутствие детей — наказание за грехи. Анна и Иоаким молились о рождении малыша и обещали посвятить его служению Богу.
Наконец у них родилась дочь, которую они назвали Марией. Когда девочке исполнилось три года, Анна и Иоаким решили выполнить обет. Они собрали родных и знакомых, одели девочку в лучшие одежды и с пением священных песен и свечами в руках отвели ее в Иерусалимский храм.
Там Марию встречали девушки с горящими светильниками и священники. Маленькую девочку поставили на первую ступень храма — и она, к удивлению окружающих, легко преодолела все 15 больших ступеней самостоятельно. Первосвященник благословил Марию и ввел ее в Святая святых — место в храме, куда имел право входить только он сам раз в год.
Иоаким и Анна вернулись домой, а Мария осталась в храме, где стала учиться Закону Божию и рукоделию, а также молиться, читать Священное Писание и соблюдать посты.
Когда Марии исполнилось 14 лет, она должна была покинуть храм. Родители ее уже умерли, замуж она выходить не хотела, так как дала обещание Богу навсегда остаться девой. Тогда ее отправили к дальнему родственнику, 80-летнему плотнику Иосифу из Назарета, у которого она и стала жить.
Какие психологические смыслы есть в этой библейской истории?
Виктория Малахова, православный психолог
Анна и Иоаким показывают нам пример настоящей любви к своему ребенку. Что я имею в виду?
Они дали обет, что, если у них родится ребенок, они посвятят его Богу. Люди в порыве часто дают обещания, говорят: «Да, мы все сделаем, лишь бы получить желаемое, лишь бы родился ребенок, мы будем его очень любить и хорошо воспитывать». А потом, когда это наконец случается, забывают про обет.
Так, получая ребенка, родители часто забывают, что он им не принадлежит. Ребенок — это другая душа, которая дана нам на воспитание. Власть над его появлением на свет и его жизнью — не в руках родителей, они лишь проводники в этот мир. У каждого ребенка свой путь, своя судьба. Бог возлагает на родителей огромную ответственность, а не дает им права на его жизнь.
Так что очень важно строить воспитание ребенка исходя из его особенностей, а не своего представления о том, как должно быть
Истинная любовь предполагает воспитание ребенка свободным — чтобы он жил свою жизнь, стал взрослым, эмоционально зрелым человеком.
Анна и Иоаким отдают Марию в храм, показывая нам пример истинной родительской любви — без эгоизма и желания удержать ребенка при себе. Они отодвигают в сторону свой родительский эгоизм, желание быть с дочерью, и делают то, что должны, — выполняют обет. Если смотреть шире, этот праздник показывает нам, что никто и ничто нам в этом мире не принадлежит.
Есть и еще один психологический смысл у этой истории.
Богородицу — тогда еще маленькую девочку Марию — ввели в Святая святых храма. Это событие было абсолютно нетипичным, нарушающим все правила того времени: женщины не входили в Святая святых. Еще царит Ветхий Завет, но уже начинается предвосхищение смены одной эпохи на другую, смена Ветхого Завета на Новый.
Это нам говорит о том, что, несмотря на то, что существуют устоявшиеся понятия и правила и многие люди стремятся крепко их держаться и строго выполнять, жесткий формализм превращает нас в фарисеев, которым лишь бы только следовать правилам. Но за всем этим может потеряться любовь.
Когда психика слишком ригидна, лишена гибкости и наполнена формализмом, это говорит о страхе жизни: любая перемена воспринимается как угроза
Важно развивать в себе умение следовать потоку жизни, как будто плыть по реке. Чему нас может это научить? Тому, что всегда есть что-то больше нас, происходит что-то, чего мы можем не знать. И чрезмерное сопротивление и попытки удержаться в жестких рамках могут привести к застреванию. Некоторые вещи человек не сможет осознать, если будет поглощен страхом жить и нарушить правило.
Вся история Нового Завета показывает нам необходимость принимать новое, важность живого мышления. Жизнь не линейна. «Делай так — и гарантированно получишь то-то» — эта формула не работает. Жизнь требует размышления и здравомыслия.
Писание полно противоречий. Но именно эти противоречия учат нас размышлять, не цепляясь за жесткую конструкцию. Введение во храм Пресвятой Богородицы — как раз такой пример: невозможное вдруг становится возможным, немыслимое — мыслимым.
Традиции и приметы
Верующим на Введение важно было посетить заутреню, часто в этот день детей приводили на первую исповедь. Праздник приходится на Рождественский пост, поэтому скоромное на стол не подавали, но разрешалось приготовить блюда из рыбы.
Народ верил, что в этот день нельзя заниматься грязной работой, рукоделием, топить баню и ходить на погост, а также одалживать деньги. Следовало строго избегать сквернословия, сплетен и интриг. Старались даже голос не поднимать на человека или животное. Среди крестьян бытовало поверье, что в этот день нельзя копать землю, так как она отдыхает после окончания земледельческого сезона.