Многие из нас долго не верили в реальность пандемии, считали ее частью политической игры и даже всемирного розыгрыша. Когда стало очевидно, что ковид действительно существует и от него умирают тысячи людей, мы отрицали вероятность локдауна. Но и его не удалось избежать.
Да, жизнь постепенно стала входить в привычную колею: мы вернулись на работу, съездили в отпуск, отправили детей учиться. Но такими, как прежде, уже не будем. Возможно, не все осознали, что 2020 год разделил нашу жизнь на «до» и «после», заставил понять, что она в любой момент может выйти из-под контроля, а планирование и постоянное «прощупывание пульса» — не залог успеха.
Мы потеряли ощущение стабильности, которое в критической ситуации оказалось иллюзией. Важно принять этот факт и отныне строить свою жизнь иначе. Вопрос — как.
Социальный аутизм
Смирившись с ограничениями, которые вошли в нашу жизнь с началом локдауна, мы массово ушли в онлайн. Выяснилось, что он дает нам возможность вести практически привычный образ жизни без физического контакта. Мы праздновали дни рождения в зуме, учились с детьми в интернете, общались в мессенджерах, делали покупки онлайн.
Вы удивитесь, но многие настолько к этому привыкли, что возвращение в офлайн далось им с трудом. Я часто слышу от своих клиентов, что им настолько нравится «оставаться дома», что они не стремятся его покидать.
Отсеялись мнимые друзья, оказалось, что работать и отдыхать можно и на собственной кухне, снизились траты на дорогу, бензин, рестораны и одежду, что важно для тех, кто потерял доход и ощутил на себе экономические последствия эпидемии. Мы стали свидетелями самой большой в мировой истории разобщенности людей.
Постковидный сидром
Миллионы людей, которые переболели коронавирусом, не просто перенесли серьезный стресс, почти равный тяжести заболевания, но борются с последствиями инфекции до сих пор.
Хроническая усталость, аутоиммунные реакции организма, проблемы со сном, невозможность сосредоточиться, заниматься спортом и даже вернуться на работу — вот далеко не полный список медицинских и социальных постковидных проблем.
Многие из тех, кому посчастливилось выйти здоровыми из «ковидной» мясорубки, столкнулись с тревожно-депрессивным расстройством и паническими атаками на фоне стресса и последствий, которые вызывает вирус.
Я рекомендую с вниманием относиться к любому ментальному и физическому дискомфорту: не внушать себе, что «это только кажется» и «оно само пройдет», и не стесняться обращаться за помощью к специалистам.
Естественный отбор
В трудных ситуациях выживают сильнейшие. Пандемия — это по сути война, и биологическая, и информационная. Миллионы людей остались без бизнеса и без работы, и далеко не у всех получилось мгновенно переориентироваться, затеять новый проект и найти новую работу, особенно если сфера оказалась в зоне риска, как это случилось с туризмом или индустриями красоты и развлечений.
Экономисты и социологи утверждают, что осень для многих будет сложнее, чем весна. Потому что весну и лето люди еще жили на накопления в надежде, что «скоро все это закончится». А теперь закончились деньги, причем экономический коллапс носит звеньевой характер — нам стало нечем друг другу платить.
Поиски заработка и неуверенность в завтрашнем дне, попытки трудиться в новой для себя сфере вызывают волну депрессий и тревожных состояний, в которых сложно найти ресурс и силы двигаться дальше.
Информационное отравление
Человечество пережило не одну эпидемию, но отличительная особенность пандемии коронавируса — количество самой противоречивой информации, которая атакует с экранов телевизора, из чатов и мессенджеров и, разумеется, печатных и цифровых СМИ.
Вот уже полгода мы постоянно живем в этом информационном хаосе, не знаем, какой статистике верить и верить ли вообще, как получить помощь при обнаружении симптомов заболевания и к чему готовиться в ближайшее время: «закроют» или нет на повторный карантин, будут ли выплачивать деньги, собирается ли правительство помогать населению, отправят ли школьников на дистанционное обучение.
Главное, мы ничего не можем планировать, ни в чем не можем быть уверены. И отключиться от информационного потока не можем, потому что он давно стал частью жизни. Информационный терроризм тревожит, мы боимся за здоровье и будущее и ощущаем безнадежность — что бы ни делали, мы больше не хозяева своей жизни.
Семейная усталость
Если партнеры, у которых до карантина все было хорошо, просто немного устали друг от друга, то в семьях, где все и так было не очень, вскрылись нарывы. В условиях самоизоляции в мире в разы увеличилось и количество случаев домашнего насилия, о чем еще в апреле сообщил генеральный секретарь ООН Антониу Гутерриш.
О том, сколько семейных лодок разбились о борт локдауна, станет известно ближе к концу года, когда появится точная статистика.
Что со всем этим делать? Вы, наверное, слышали про несколько стадий горевания, которые должен пройти человек, столкнувшийся с бедой? Пандемия — это действительно серьезно, она в той или иной степени ударила и еще ударит по каждому, с этим нужно смириться, к этому стоит быть готовым. Позвольте себе принять эту истину, как полгода назад поверили в саму возможность эпидемии.
Не заглушайте эмоции: гневайтесь, ругайтесь, бойтесь, переживайте. Выбросьте из головы мысли о том, что вы неудачник, если потеряли работу или бизнес. Ищите ресурс в семье, не отказывайтесь от общения с друзьями, любая живая коммуникация с людьми сейчас конструктивна.
И, наконец, впервые в жизни — не стройте никаких планов. Позвольте «второй волне» унести себя к неизведанным, но оттого особенно интересным берегам. Просто помните: мы живем в уникальное время, которое требует нестандартных решений.
Об эксперте
Жанна Засыпкина — клинический психолог, семейный психолог, заместитель главного врача