Возрастной кризис: 7 книг о жизненных переменах

«Перевал в середине пути» Джеймс Холлис

Перевал в середине пути

Известный юнгианский аналитик Джеймс Холлис посвятил книгу кризису среднего возраста, который он называет «перевалом в середине пути». Он утверждает, что этот переломный момент неизбежен в жизни каждого человека, хотя может быть и не связан с физическим средним возрастом. И наше ощущение жизни во многом зависит от того, как мы сумеем использовать дарованную нам возможность пересмотреть устоявшееся представление о самих себе. Именно в этот драматичный период мы готовы услышать голос своего истинного «Я», нередко заглушаемый чувством долга и социальными нормами, и открыть в собственной жизни новый смысл и интерес. (Когито-Центр, 2011)


«Идентичность: юность и кризис» Эрик Эриксон

Идентичность: юность и кризис

Нашу жизнь можно описать в виде сменяющих друг друга стадий личностного развития — такой подход предложил в начале 60-х годов прошлого века крупнейший американский психолог Эрик Эриксон. Он разделил время жизни человека на 8 этапов и пояснил, что каждый возраст несет внутренний конфликт переживания себя в своих отношениях с миром. И у каждого этапа есть свои подводные камни, проблемы и задачи, которые необходимо решать. Выбор, который делает человек, сказывается на всей его последующей жизни. Кроме того, Эриксон связывает индивидуальный жизненный цикл с циклом поколений, а идентичность мыслит не только как персональную, но и как групповую (расовую, гендерную...). В книге собраны статьи разных лет, и это позволяет рассмотреть вопрос идентичности в самых разных аспектах. (Прогресс, 1996)


«Когда полжизни прожито…» Мюррей Стайн

Когда полжизни прожито

Еще одна книга о кризисе середины жизни. На этот раз — от юнгианского аналитика, президента Международной школы аналитической психологии в Цюрихе Мюррея Стайна. Как сделать жизнь после 40 насыщенной и полной смысла? Первую ее половину человек обычно проживает как во сне, в плену комплексов и стереотипов своей семьи и ближайшего окружения. Кризис средних лет — это возможность проснуться. Мюррей Стайн использует метафору бабочки: первую половину жизни мы ползаем гусеницей, а потом приходит время и мы «закукливаемся». В этом переходном состоянии все наши представления о себе распадаются, и мы в ужасе понимаем, что теряем себя. О том, как пережить это промежуточное состояние между старой и новой идентичностью, между гусеницей и бабочкой, и рассказывает психолог. (Класс, 2009)


«Кризисы взрослой жизни» Ольга Хухлаева

Кризисы взрослой жизни

Путеводитель по кризисам нашей жизни, из которого можно вынести твердое убеждение, что кризисы — это хорошо и правильно. Что не нужно уклоняться от них, ведь именно они позволяют нам меняться и внутренне расти. Другой важный урок преподносят многочисленные признания мужчин и женщин разного возраста, которые рассказывают о своем восприятии жизни: светлом и безнадежном, раздраженном и радостном. Некоторые откровения пугают, как кривое зеркало, другие дают надежду на то, что принять свой возраст и отпустить своих детей, ценить прошлое и радоваться настоящему все-таки можно. В том числе и благодаря «карте взрослости», которую набросала для нас педагог и психолог Ольга Хухлаева. (Генезис, 2009)


«Кризис среднего возраста» Дэрил Шарп

Кризис среднего возраста

В основе книги Дэрила Шарпа — увлекательная терапевтическая история, теплый рассказ юнгианского психоаналитика о длительной работе с пациентом Норманом. Он переживает внутренний разлад с самим собой и в то же время — тяжелый конфликт с женой, и в конце концов принимает решение расстаться с семьей и жить в одиночестве. Во второй части книги («Кризис среднего возраста. Записки о выживании», Класс, 2007) Норман, который прервал занятия, возвращается к своему аналитику — в течение второго года анализа происходит его восстановление. Книга издана в переводе Валерия Мершавки. (Класс, 2006)


Conquering Your Quarterlife Crisis («Как преодолеть кризис четверти жизни»)

Как преодолеть кризис четверти жизни

«Кризис вхождения во взрослость», «ранний переходный возраст» — так психологи определяют это непростое время. Но чаще всего именуют его «кризисом четверти жизни» — этот термин вошел в обиход благодаря двум 25-летним американкам, обозревателю журнала New Yorker Александре Роббинс и веб-дизайнеру Эбби Уилнер , авторам книги «Кризис четверти жизни: уникальные жизненные испытания тех, кому за 20» («Quarterlife Crisis: The Unique Challenges of Life in Your Twenties», Tarcher, 2001). Новую книгу Александра Роббинс вновь адресует 20-летним: тем, кто не знает, чего он хочет, кто сомневается в себе, но кому, тем не менее, предстоит совершить важнейшие жизненные выборы. В книге мало советов, но много свидетельств, которые способны поддержать и утешить того, кому кажется, что он одинок в своих переживаниях.


Хрестоматия «Психология старости и старения»

Психология старости и старения

В хрестоматию включены не только тексты российских и западных психологов о разных аспектах феномена старости, но и работы Эрика Эриксона и Александра Лидерса о кризисе пожилого возраста. Последний, восьмой этап жизни Эриксон относил к возрасту 50+ и считал временем пересмотра, переоценки прожитой жизни и обретения гармонии с ней. Сегодня эта задача перемещается, вероятно, ближе к 75-летнему рубежу, но суть ее от этого не меняется. Если, оглядываясь на прожитую жизнь, человек чувствует удовлетворение и покой, у него возникает ощущение цельности. Но если прожитая жизнь кажется чередой ошибок и упущенных возможностей, человека охватывает отчаяние. Конечно, мы уже ничего не можем переделать, но в наших силах увидеть прошлое в новом свете и восстановить гармонию в отношениях с миром и самими собой. (Бахрах-М, 2004)