C течением лет мы замечаем, что нам перестало нравиться что-то, доставлявшее радость совсем недавно, а взамен возникли другие желания. Шумному вечеру в клубе, когда-то приносившему массу удовольствия, мы предпочитаем общение с другом или отдых в семейном кругу. И наши подросшие дети, забросив игры, переписываются теперь в социальных сетях. Эти перемены означают, что в жизни наступил новый этап — со своими радостями.
Развитие личности не ограничивается возрастом детства и отрочества, оно происходит постоянно. Жизнь можно описать в виде сменяющих друг друга стадий личностного развития — такой подход предложил в начале 60-х годов прошлого века крупнейший американский психолог Эрик Эриксон.
Переходя на новый возрастной этап, мы меняемся, обретаем новые вкусы, ставим перед собой другие цели. Для того чтобы переход прошел благополучно, без сожалений, важно максимально полно прожить каждый период, уделяя внимание тому, что доставляет удовольствие, и открывая в себе новые грани. Об этих возрастных этапах рассказывает психолог Галина Бурменская.
До 12 лет: Играть
Самое большое удовольствие в этом возрасте — игра. Помимо чистой радости она приносит ребенку пользу: он учится проявлять инициативу и отстаивать свое мнение, осваивает систему социальных отношений.
Если родители считают игру делом пустым, то у ребенка возникает чувство беспомощности и собственной ненужности. Взрослые, которые поощряют детей в их начинаниях, помогают сыну или дочери обрести ощущение собственной компетентности, воспитывают в них целеустремленность и инициативность.
12–19 лет: Быть в компании
Подростки любят проводить время с друзьями: им важно говорить по душам, обсуждать свои чувства и проблемы. Они общаются в мессенджерах, вместе ходят в кино, на концерты — для них это самая большая радость. Через сравнение с другими они ищут свою идентичность.
Замкнутость в этом возрасте приводит к неуверенности в себе, которая иногда сохраняется на многие годы. Общаясь же со сверстниками, подросток получает шанс «попробовать на вкус» разные роли, увидеть сходства и различия между людьми, учится анализировать...
В этот период рождаются верность дружеским идеалам, чувство опоры, доверие к себе и к другим.
19–25 лет: Строить отношения вне родительской семьи
Когда мы вступаем в период молодости (или ранней зрелости), на первый план выходят близкие, интимные отношения двух людей. Это и любовные отношения между мужчиной и женщиной, и глубокая, искренняя дружба. Мы получаем удовольствие от душевной близости, сопереживания другому, учимся воспринимать мир открыто.
Близкие отношения и личностный рост дарят столь яркие эмоции, что мы получаем удовольствие, делясь с другими — друзьями, родными, коллегами — своей силой и радостью, направляя поток энергии на творчество. Если же близкие отношения не доставляют радости, то человек чаще всего старается спрятаться от внешнего мира, замыкаясь в себе.
25–50 лет: Творить
Взрослость — это возраст, в котором мы создаем собственную семью, у нас появляются дети, мы развиваемся профессионально. Творческая самореализация в самых разных областях жизни — главное, что по-настоящему радует нас.
Заботясь о других людях, воспитывая детей, выстраивая профессиональное общение, мы созидаем самих себя. Очень важно в эти годы не застыть на месте, а получать удовольствие от повседневной жизни. Так незаметно мы готовимся к умудренной зрелости.
Старше 50: Находить смысл
Достигнув возраста зрелости — этапа, подготовленного всей предыдущей жизнью, — человек постепенно отходит от активной деятельности. Если, оглядываясь на прожитую жизнь, он чувствует удовлетворение и покой, у него возникает ощущение цельности. Но если прожитая жизнь кажется чередой ошибок и упущенных возможностей, человека охватывает отчаяние.
Конечно, мы уже ничего не можем переделать, но в наших силах увидеть свое прошлое в новом свете. В переосмыслении прошлого зрелому человеку нужен собеседник — можно с удовольствием делиться воспоминаниями с друзьями, с младшими, поддерживать семейную память.
Радость можно обрести и начав новую жизнь: именно в этом возрасте некоторые осваивают новые профессии, путешествуют, получают еще одно образование, ощущая свою жизнь насыщенной и испытывая от этого истинное удовольствие.
Об этом
- Эрик Эриксон «Детство и общество», Летний сад, 2000.
- Эрик Эриксон «Идентичность: юность и кризис», Прогресс, 1996.