Согласно социологическим исследованиям ВЦИОМ за 2014 год, примерно у половины горожан России есть загородное владение при наличии городской квартиры. И только пятая их часть использует дачу по необходимости — выращивает сельхозпродукты для экономии средств. Я тоже не вхожу в эту пятую часть: моя дача — место для отдыха, любования цветами и встреч с друзьями. А что тянет на дачу остальных, ради чего они отдают ей свое время, силы и деньги? Почему люди, никогда не имевшие опыта дачной или деревенской жизни, обзаводятся этим хлопотным хозяйством? И отчего чаще всего это происходит во второй половине жизни?
По своим правилам
В молодости, в начале взрослой жизни мы намерены благополучно устроиться в окружающем мире. Мы получаем профессию, строим карьеру, заводим семью. При этом нам приходится подстраиваться под обстоятельства, делать то, что требуется. И даже если это получается, многие личные потребности остаются неудовлетворенными. Где-то после сорока, когда карьера идет по накатанным рельсам, дети выросли, появился достаток, мы подводим промежуточный итог и задумываемся: чего нам не хватает и как это получить? И часто доступным способом восполнения этой нехватки становится дача.
Мы осваиваем территорию, отстраиваем собственный мирок, в котором можем реализовать себя
«Город регламентирует наше поведение, диктует нам расписание дня и дресс-код, — считает психолог Софья Нартова-Бочавер. — На даче этот регламент отменяется, можно одеваться как вздумается, разбрасывать вещи, ложиться спать и просыпаться когда хочешь, жить на улице. Создается ощущение, что можно все».
Свобода! В формате «дом–работа» востребованы определенные свойства личности (организованность, четкость), а другие (например, внимание к собственным потребностям) неактивны, а подчас и подавлены. Смена образа жизни на дачный быт позволяет открыть и реализовать другие стороны своего «Я», пробудить в себе внутреннего ребенка. Мы приобретаем в личное распоряжение небольшой «кусочек этого мира» и можем подчинять его своим правилам, а не наоборот. Мы осваиваем территорию, отстраиваем собственный мирок, в котором можем реализовать себя.
Галерея портретов
Как известно, все люди разные, потребности тоже различаются, и дачники стараются стать счастливыми по-разному. Мне любопытно наблюдать за соседями и расспрашивать друзей-дачников. Иной раз только по устройству участка я могу понять основные мотивы их пристрастия к даче.
Андрею 48 лет, на его участке зона барбекю, просторная баня. «Нет ничего прекрасней, чем собрать старых друзей — мы редко видимся, у всех дела. А на даче можно без спешки посидеть-поговорить за столом, дети резвятся в саду, никто никому не мешает. Потом сходим на озеро, затем попаримся, а к ночи снова соберемся у костра — хорошо!» В городе Андрею не хватает спокойствия, дружеских лиц и простых радостей пребывания на природе.
Татьяне 56, на даче она создает новый ландшафт: «На уклоне участка сделала две террасы, прокопала декоративный ручеек, планирую альпийскую горку. Чувствую себя немножко богом, который меняет лик земли. Я работаю не больше, чем хочется. Затем бросаю лопату и иду поправлять усики винограда, попутно выдерну несколько сорняков. Потом вообще плюхаюсь в гамак читать книжку. Меня не давит чувство, что «я должна». Как ни странно, при таком подходе результаты неплохи!»
При всем разнообразии укладов моих соседей объединяет одно: они верно определили свои потребности
Ирине 62 года, в июне соседи ходят к ней любоваться буйным цветением множества розовых кустов: «Но я не настоящий розовод, честное слово! Я всего лишь рисую своими розами и клематисами мой сказочный садик, мой райский уголок!» Мне кажется, Татьяна и Ирина — «вольные художники» или, может, «детки в песочнице», которые доигрывают свои упущенные игры детства. И работа для них как игра.
Георгию Ивановичу 87 лет, в юности он жил в деревне и был единственным мужчиной в семье. Сделал карьеру военного, в отставке занялся дачей. «Этот дом я построил своими руками, без помощников. Пусть долго, зато сам! Сейчас я, конечно, не смогу копать котлован и класть кирпичи, но вот дверь в сарайчик сделаю так, как не всякий плотник сможет». Когда возраст стал угрожать чувству состоятельности и самоуважения, Георгий Иванович принялся укреплять его вот таким способом. При всем разнообразии укладов моих соседей объединяет одно: они верно определили свои потребности. И дача приносит им радость.
Повод для недовольства
Но потребности, удовлетворяемые на даче, бывают искажены и не поняты как самими дачниками, так и их домочадцами.
32-летняя Ольга чуть не плачет: «Ума не приложу, что делать с мамой! Она надрывается на этой даче до гипертонии, копает-поливает, потом закатывает сотню банок огурцов и всю зиму мучает нас соленьями! Мы их не любим, но огорчать маму отказом не хочется». Возможно, маме тоже не нужна эта пахота, она хочет быть полезной и получать благодарность от детей. Может, однажды они сами приедут на дачу, отвлекут маму от грядок шашлыком и прогулками и поблагодарят ее за чудесный отдых, и ей понравится.
Дача — не причина проблем, а лишь пространство, в котором проявляются личные и семейные проблемы
Однако с мамой Сергея этот номер не пройдет. Занятый на двух работах, обремененный семьей 30-летний Сергей сдержанно жалуется: «Мама сама бесцеремонно требует помощи, не считаясь с нашим временем и делами. Только и слышишь: «привези-увези», «приезжайте вскопать», «немедленно увозите внука из душного города», «приезжайте помочь мне сидеть с внуком». Отказаться невозможно, будет скандал и слезы».
«Дача здесь не причина проблем, — считает психолог, — а лишь пространство, в котором проявляются личные и семейные проблемы. Не будь ее, появились бы другие поводы для взаимного недовольства». В этом случае разбираться лучше с глубинными причинами.
Природное «Я»
Психологи изучают такое явление, как природная идентичность. Оно означает нашу способность воспринимать себя как биологическое существо, рассказывает Софья Нартова-Бочавер: «Одни развивают ее с помощью пеших, конных, байдарочных походов, другие — на даче. Дачник согласует свою деятельность с погодой и сменой сезонов: в жаркое время поливает, осенью готовит посадки для зимовки, а весной — рассаду. Цикличность природных явлений становится метафорой жизни, настраивая нас на целесообразность изменений. Такое сотрудничество с природой психотерапевтично: мы чувствуем себя частицей единого потока Жизни, становимся более гармоничными и мудрыми».
Зеленая рука
Это выражение означает особую удачливость, отличные результаты без глобальных знаний и трудов — «что ни ткнул, все вырастет». У этого феномена есть объяснение: удача сопутствует тем, кто страстно увлечен своим делом и получает удовольствие от процесса, считает психолог. Такой садовод нацелен на результат, но при этом не испытывает сомнения. В таком спокойном состоянии мы внимательнее и наблюдательнее, впитываем больше информации, которая потом возвращается в виде интуиции. Садовод с «зеленой рукой» интуитивно обиходит растение именно так, как будет лучше. Это выражение прижилось в нашем лексиконе, а пришло из европейских языков.
А вот русская «дача» на другие языки не переводится, только пишется латиницей. В Германии сегодня садовый участок даже зовется «datche» — название пришло из ГДР. Обычно он маленький, в среднем три сотки, и под посадки отводится не больше четверти всей площади. И это не собственность пользователя — чаще его берут в аренду, как и во Франции. Несмотря на строгий регламент: что можно сажать, что нельзя, необходимость привозить воду с собой и электричество из аккумулятора — потенциальные арендаторы выстраиваются в очередь. Так что, несмотря на историческую самобытность национального явления под названием «дача», сегодня мы, похоже, в мировом тренде.
Стать частью клана
Вопреки привычному мнению, дача — занятие не только для пенсионеров. По данным компании «МИЭЛЬ-Загородная недвижимость», 22% покупок загородной недвижимости приходится на долю молодежи до 30 лет. Статистики насчет того, сколько молодых людей приезжает на родительские дачи, нет. Но пройдясь летом по садовому товариществу, можно понять, что их немало.
«В кругу семьи, в привычных стенах молодой человек ощущает принадлежность к своему клану», — подчеркивает Софья Нартова-Бочавер. А купание, катание на велосипеде, веселье с друзьями — эти детские радости дают юноше или девушке, начавшим взрослую жизнь, возможность вернуться в состояние ребенка и подзарядиться беззаботностью.