Пятилетняя Алина опрокинула стакан с молоком. «Я не виновата!» — кричит она. Да, конечно, виноват ее брат на другом конце стола. Виноваты мы, ведь мы с ней разговаривали и отвлекали. Виноват неудачный стакан, колченогий стол, ослепивший ее луч солнца. Ей пять лет, и ее поведение вполне объяснимо. Вот только мы, взрослые, часто оправдываемся точно так же. Виноваты не мы, а кто-то еще, обстоятельства, невезение или Пушкин.
«Самый простой способ избавиться от вины — свалить ее на что-то внешнее», — напоминает психоаналитик Роберт Нойбургер. Почему же нам сложно принять это чувство, при том что мы научились неплохо справляться и с гневом, и с грустью? «Эти две эмоции не вызывают стыда, — объясняет психоаналитик Виржини Меггле. — Мы можем избавиться от них с помощью плача, криков». А вина остается с нами, и нести ее слишком трудно.
Почему? Вот три причины.
Я не хочу сомневаться в себе
Вина делает нас уязвимыми. «Она застигает врасплох, — замечает Роберт Нойбургер. — И наше представление о себе меняется». У каждого есть идеализированный образ себя. И вдруг реальная или предполагаемая ошибка все портит. Мы вынуждены усомниться в себе, и, возможно, нас ждет разочарование. Мы теряем покой и уверенность. А если виноват сосед, самооценка не страдает. Мы избегаем мыслей, которые могли бы причинить боль.
Я боюсь наказания
Мы хотим оставаться безупречными в глазах окружающих, чтобы не вызвать отвержения. Ведь связь с ними необходима нам для выживания.
«За нашими оправданиями скрывается огромный страх: страх утратить любовь и остаться в одиночестве», — подчеркивает Виржини Меггле. А чувство вины активизирует сценарии, связанные с событиями нашей жизни. Мы боимся быть покинутыми (сценарий заброшенности), перестать нравиться (сценарий отверженности), показать свои слабости (сценарий несовершенства). В случае ошибки мы предчувствуем наказание. А быть «наказанным» в 50 лет так же неприятно, как и в пять.
Я приписываю другим то, что мне не нравится в себе
Чтобы не разочаровывать ни других, ни себя, мы используем бессознательный и очень мощный защитный механизм. «Это механизм проекции, — объясняет Виржини Меггле. — Мы упрекаем других в том, чем грешим сами, отказываясь это признавать».
Упрекаем как в ошибках, так и в «дурных» чертах характера и чувствах. Особенно это заметно в парах: другой всегда требует от меня слишком многого или любит не так сильно. Но признать это слишком рискованно как для самооценки, так и для чувства безопасности. И психика защищает нас — к счастью или к несчастью.
Личный опыт
Эмма, 33 года, медсестра
«Все вокруг мне казалось недостаточно хорошим. Я винила окружающих, потому что на самом деле чувствовала себя постоянно виноватой. Когда я задумалась, откуда берется это чувство, то довольно быстро вспомнила, что в детстве я часто слышала: «Ты недостаточно хорошо учишься» или «Ты плохо убрала комнату». И любое несовершенство снова отбрасывало меня в состояние, когда я должна извиняться. У меня было слишком много вины, поэтому я сваливала ее на других! И тогда я смогла взять на себя свою часть ответственности — только свою. И охотнее отдаю окружающим «их» часть. Только их».
Что делать?
Реагируйте осознанно
Разберитесь, что вы говорите и делаете вынужденно, по обязанности — например, чтобы избежать чувства вины. Что вызывает у вас смущение и стыд? Ответьте на этот вопрос, чтобы перестать реагировать автоматически. А чтобы облегчить чувство вины, а значит, и стремление переложить ее на кого-либо, совершайте добрые поступки. Внимание к другим, доброжелательность и благодарность — действенные средства.
Смиритесь с несовершенством
Сваливая ошибки на другого, мы не избавляемся от чувства вины. Это неэффективная стратегия. Совершенство — цель, к которой мы стремимся, но не реальность.
Лучше принять свою небезупречность. Мы — несовершенные существа. Признание этого делает нас сильнее: мы становимся справедливее к самим себе. Примирение с собой утешает лучше, чем обвинения, независимо от того, обвиняем мы самих себя или других.
Исследуйте чувство вины
Медитация, к примеру, позволяет принять свои эмоции без страха и осуждения. Прислушайтесь к тому, что происходит у вас внутри. Если это покажется слишком трудным, спросите себя: что может случиться, если вы признаете вину? Это позволит понять, каких последствий вы стараетесь избежать, и поможет прояснить внутренний сценарий.