Многочисленные тесты в интернете обещают помочь нам узнать свой внутренний возраст. В мире, где недавние выпускники университетов руководят крупными корпорациями, а пожилые люди путешествуют автостопом и в 90 лет садятся за университетскую парту, нам просто недостает объективных критериев, чтобы понять, на каком отрезке своей жизни мы находимся в настоящий момент.
Достаточно ли взросло мы себя ведем? Не слишком ли еще отстали от жизни? Попробуем разобраться, что же на самом деле мы хотим понять про себя, когда пытаемся определить свой «непаспортный», внутренний возраст.
Возраст — это наши ощущения
Понятие «возраст» в самом общем смысле обозначает число лет, прошедших с момента нашего появления на свет. А вот как истолковывать это число — каждый решает для себя сам. Правда, есть от чего отталкиваться. Например, собственные ощущения. Когда человек взрослеет, в его организме происходят изменения.
Пока мы растем, мы учимся владеть своим телом, понимать и принимать свои ощущения. Молодость предстает как время изменений, время активного познания себя и мира. Все краски вокруг кажутся яркими, эмоции захлестывают, а нередко даже сбивают с толку. Затем — примерно в возрасте 25 лет — рост замедляется. Мы осознаем пределы своих возможностей, учимся быть осторожными, беречь себя.
Наше внутреннее ощущение возраста далеко не всегда соотносится с количеством прожитых лет и даже физическим состоянием
Наступает зрелость. Дальше включаются процессы старения. Эффект от них, конечно, проявляется не сразу. Но постепенно, с годами вкусовые рецепторы и зрение ослабевают, обмен веществ в организме замедляется, мышечная масса уменьшается, а вероятность появления хронических болезней увеличивается в разы. Срок запуска и скорость развития этих потенциальных изменений нашего тела зависит от образа жизни, окружающей среды и генетики.
Но вот парадокс — наше внутреннее ощущение возраста далеко не всегда соотносится с количеством прожитых лет и даже физическим состоянием. Кто-то, подобно Онегину, уже к 25 годам пресыщается жизнью, становится ворчливым пессимистом и ипохондриком. А кто-то, разменяв восьмой десяток, по-прежнему смотрит на мир взглядом ребенка. Результаты недавнего исследования Фонда Макартуров указывают на то, что большая часть старшего поколения не связывает свой возраст и состояние своего организма1.
Возраст — это мера жизненного пути
Другой подход задает общество. Свадьба, рождение первого ребенка, срок обучения в университете — все эти события показывают изменение нашего статуса, переход с одной жизненной ступени на другую. Неслучайно в нашем обществе с давних времен существуют традиции отмечания важных дат, связанных с важными этапами жизни. Антропологи считают эти традиции наследниками первобытных «обрядов перехода» — церемоний, которые вводили человека в новую жизнь, проводили черту между прежней и новой жизнью.
Но в современном мире нет такой жесткой иерархии, как в первобытных племенах. Поэтому определить, когда человек взрослеет, переходит от юности к зрелости, становится трудно. Возрастные рамки становятся подвижными. Например, в 2012 году ВОЗ предложила такую схему возрастов: молодость — с 25 до 44 лет, зрелость — с 44 по 60, пожилой возраст — с 60 до 75 лет, старость — с 75 до 90 и больше. А еще в 2005 году большинство опрошенных считало, что старость начинается в 50 лет2.
С понятием возраста связано прежде всего наше представление о том, как нам следует себя вести. Какие наши поступки будут приняты обществом, а какие — расценены как неуместные. Но если привычные ролевые модели «солидного бизнесмена», «мудрого отца», «заботливой бабушки» уходят в прошлое, вместе с ними мы теряем и тот якорь, который привязывал наше поведение к определенному возрасту.
Об этом:
- Э. Берн «Идентичность. Юность и кризис» (Прогресс, 2006;
- М. Бейтсон «Возраст активной мудрости. Будущее, которое мы сочиняем» (Карьера Пресс, 2013).
Возраст — это поиск ответов на вопросы
Еще один подход к определению границ своего возраста предложил в 60-х годах американский психолог Эрик Эриксон. Он считал, что переход человека из одного возрастного периода в другой определяется способностью преодолевать личностные кризисы, которые вызываются несоответствием ожиданий и реальности.
Например, в раннем детстве ребенок понимает, что окружающие не всегда ведут себя так, как ему этого хочется. Возникает кризис доверия. Если ребенку удается его преодолеть, он успешно выстраивает свои отношения с миром и принимает для себя новые жизненные установки — «добродетели». Если же ребенок не находит положительного выхода из кризиса, он может потерять способность доверять другим, стать замкнутым и подозрительным.
У каждого возраста есть свои подводные камни. Преодолевая их, мы вновь находим смысл в жизни. И тогда важным для нас становится не только удержаться на одной понравившейся нам отметке, а осознать ценность нового этапа своей жизни. «Когда человек взрослеет, он неизбежно сталкивается с вызовами своему «Я», — размышляет возрастной психолог Галина Бурменская. — Наше ощущение возраста, наш внутренний возраст — это прежде всего показатель того, какие проблемы для нас сейчас наиболее важны, в чем мы видим смысл своей жизни именно в данный момент».
1. Опубликовано на сайте Фонда, agingsocietynetwork.org
2. По данным опросов на официальном сайте Всемирной организации здравоохранения, who.int