Для Виктора Франкла вопрос вины человека за совершенное зло, и в частности, за преступления во время Второй мировой, не был умозрительным. Знаменитый психиатр после начала войны остался в Вене и в 1942 году вместе со своими близкими был отправлен в концентрационный лагерь. Там погибли его родители и жена.
Франкл выжил и в первые годы после освобождения выпустил несколько книг, в которых разработал учение о стремлении к смыслу как главной движущей силе жизни человека. Он также много размышлял о личной и коллективной ответственности за преступления. Мы собрали несколько цитат психолога об этом.
***
«Вина может быть только личной — вина в том, что сделал я сам или чего я делать не стал! Но я не могу быть виновен в том, что сделали другие люди, будь они даже мои отцы или деды. Внушать же австрийцам, которым сегодня от 20 до 50 лет, некоторую, так сказать, «коллективную вину»… я считаю преступным и безумным».
***
«Если существует нечто вроде коллективной ответственности, она может быть только планетарного масштаба. Пусть одна рука не возомнит о себе много из-за того, что не ее, а другую руку поразила опухоль; ведь болеет всегда только целый организм. И так же другие нации пусть не радуется тому, что не они, а немецкая нация подпала под влияние национал-социализма, ибо тогда было больным все человечество».
***
«Обладание ответственностью составляет достоинство человека, достоинство каждого отдельного человека. И всегда только от отдельного человека зависит, попирает ли он ногами это достоинство или сохраняет его в себе. Так же, как последнее составляет личную заслугу человека, так первое составляет его личную вину».
***
«Разумеется, в человеке существуют агрессивные импульсы, интерпретируем ли мы их как наследие, доставшееся нам от до-человеческих предков, или как нечто реактивное в духе психодинамических теорий. Однако агрессивные импульсы никогда не существуют per se, а всегда как нечто, по отношению к чему человек должен занять определенную позицию, по отношению к чему он постоянно занимает определенную позицию, выбирает ли он отождествление себя с ними или отделение себя от них.
Человек не перестанет ненавидеть, пока его учат, что ненависть создается импульсами и механизмами
В этом случае значимо личное отношение к безличным агрессивным импульсам, а не сами эти импульсы… Фатализм, происходящий от преимущественного внимания к агрессивным импульсам… превращает их в алиби, в оправдание ненависти. Человек не перестанет ненавидеть, пока его учат, что ненависть создается импульсами и механизмами. Но это он сам ненавидит!»
Когда вина может быть коллективной
С течением времени Франкл признал, что все же бывают ситуации, когда вина или ответственность может быть коллективной:
«Вина за вступление в некоторый коллектив. Здесь налицо личное решение, вследствие которого человек становится до известной степени также лично совиновным, например, если некая партия совершила преступления, предусмотренные ее программой. Однако при вступлении в партию в каждом отдельном случае нужно проверять, насколько человек подвергался давлению, не поступил ли он по принуждению, не по своей воле.
Право осуждать другого принадлежит только тому, кто сам про себя может доказать, что сам бы он поступил иначе
Решать, кто, когда и какую ответственность несет — это, конечно, «вопрос деликатный». Во всяком случае, право осуждать другого принадлежит только тому, кто сам про себя может доказать, что сам бы он поступил иначе. Только тот, кто сам предпочел оказаться в концлагере, нежели поддаться чужому давлению,— только тот, собственно, может переломить шпагу над тем, кто сдался».
Виктор Франкл (1905-1997)
Психолог, психотерапевт, основатель логотерапии. Автор книги «Сказать жизни «да!» Психолог в концлагере», которую надиктовал за 9 дней вскоре после освобождения.