В Японии задержали троих человек, которые публиковали спойлеры. Почему мы так боимся узнать сюжет наперед?
Фото
Shutterstock/Fotodom.ru

Как спойлеры привели к тюремному заключению

Полиция в японской префектуре Мияги задержала троих человек, которые создали веб-сайт, содержащий спойлеры к новинкам кино и аниме. Им предъявлены обвинения в нарушении авторских прав.

По данным правоохранителей, на протяжении двух месяцев преступники размещали на сайте пересказы сюжетов и диалогов, описания персонажей, а также скриншоты из картин, которые не были согласованы с правообладателями. В числе опубликованных спойлеров оказались материалы к фильму «Годзилла: Минус один», аниме «Волейбол! Битва на мусорной свалке» и «Повелитель 3». Создатели части нарушили авторские права как минимум 12 различных компаний.

Почему нам так не нравятся спойлеры

Спойлеры, как правило, воспринимаются негативно, хотя ряд исследований говорит о том, что преждевременное раскрытие художественного замысла и сюжета — это не всегда плохо, отмечает психолог Марина Гринвальд.

К примеру, известный факт: Стивен Кинг постоянно спойлерит в своих книгах свои же сюжеты, говоря при этом, что невозможно испортить стоящую историю открытием тайны.

Другой пример — Альфред Хичкок. Он ввел в обиход понятие «открытый саспенс» — термин, обозначающий режиссерский прием, открывающий зрителю то, что должно произойти с героем. При этом сам герой, не подозревает об опасности. По сути, это близкое к спойлеру действие, заключающееся в намеренном и преждевременном раскрытии режиссерской задумки и сюжетной линии.

Говоря про психологическую феноменологию спойлеров, стоит рассматривать как плюсы, так и минусы.

Минусы

  • Предсказуемая развязка. Для человека, который любит неожиданность, спойлер обесценит полученный опыт и лишит его смысла.

  • Фиксация и пробуждение психологических проблем. Узнав заранее сюжет и ключевые моменты, зачастую человек начинает анализировать полученную информацию, вырванную из контекста, перекладывая на свои травмы, тем самым пробуждая и активизируя их.

  • Неполнота эмоций. Люди, получающие наслаждение в большей степени от процесса просмотра, а не от сюжета, испытают частичную утрату эмоциональности, погружаясь в просмотр.

  • Разочарование. Зачастую, разочарование из-за спойлера — преждевременное и надуманное. Увы, оно неизменно заранее оставляет негативный след на еще не пережитом опыте.

Отталкиваясь от исследования, проведенного в 2016 году профессором психологии Николасом Кристенфелдом, оказалось, что спойлеры не всегда плохо влияют на восприятие и имеют ряд плюсов.

Плюсы

  • Снижение тревожности. Для людей с уровнем тревожности выше среднего лучше знать финал и поворотные моменты сюжета, чтобы не испытывать страх и другие неприятные эмоции.

  • Контроль эмоций. Зная заранее о том, что будет, проще даются техники саморегуляции и контроля эмоций. Знание дает возможность подготовиться заранее и заблаговременно включить защитные механизмы.

  • Право выбора. Зная, какой эмоциональный окрас у сюжета, человек может принять решение о том, хочет ли он погружаться в грустный, трагичный или, к примеру, наоборот, слишком оптимистичный сюжет. Для многих людей наслаждение от процесса погружения в сюжет напрямую зависит от чувства безопасности и точной уверенности в том, что они получат именно то, чего хотят.

Мы подробно разбирали эту проблему в статье «Парадокс спойлера. Почему не страшно узнать, что в конце?».

Марина Гринвальд

Магистр психологии, немедицинский психотерапевт