«Устали? Уволены!»: как распознать стресс от работы — и что поможет с ним справиться
Фото
Shutterstock/Fotodom.ru

Отпуск вместо увольнения

10 декабре в одном из популярных российских Telegram-каналов появилась новость об австралийском стартапе YesMadam, который провел тестирование сотрудников на уровень стресса, а затем якобы уволил всех, у кого он был слишком высоким. «Логика железная, а вот мораль — нет», — подписали авторы публикации, приложив скриншот сообщения руководства компании своим подчиненным.

Как выяснили журналисты The Economic Times, сообщение об увольнении оказалось фейком: стартап на самом деле не увольнял своих сотрудников, а лишь отправил их в отпуск. «Скажем прямо: мы никогда не пошли бы на такой бесчеловечный шаг. Наша команда — как семья, и их преданность, упорный труд и самоотдача являются основой всех наших успехов», — заявили представители фирмы, отметив, что вирусные посты в социальных сетях были спланированной попыткой привлечь внимание к серьезной проблеме стресса на рабочем месте.

Настоящая проблема

Вопрос стресса на работе волнует как самих сотрудников, так и работодателей. Проблема напряжения по-своему даже отражается в поп-культуре — так, летом 2024 в соцсетях набрало популярность сленговое выражение «дельт», которое обозначает чрезмерно высокий уровень накала эмоций, мешающий работе и учебе.

Исследованием стресса на работе занимаются и психологи — так, по подсчетам специалистов сервиса психотерапии Alter и платформы по поиску работы hh.ru, в 2023 году с «высоким уровнем стресса» столкнулась почти половина российских работников. Наибольшие показатели были среди:

  • женщин (46%, в то время как у мужчин — 37%);

  • зумеров и части миллениалов — людей в возрасте от 18 до 34 лет (47%);

  • работников сферы образования и науки (53%).

Как правило, главными причинами стресса, помимо «неуверенности в завтрашнем дне» на фоне геополитической обстановки, становятся поведение руководства, атмосфера в коллективе и, несколько реже, объем работы.

Что делать, если вы чувствуете стресс на работе

Анастасия Черткова

Клинический директор сервиса психотерапии Alter и практикующий клинический психолог

Стресс на работе можно определить как состояние психического напряжения, вызванное трудной рабочей ситуацией. Важно сказать, что стресс — это естественная реакция, которая возникает в ответ на внешние раздражители, а функция этой реакции для организма — сфокусировать внимание человека на ситуации, которую он воспринимает как потенциальную угрозу, и мобилизовать внутренние ресурсы, чтобы с ней справиться. Стресс в той или иной степени мы все испытываем каждый день, однако наше состояние и благополучие напрямую зависят от того, как мы на него реагируем.

Почти половина респондентов-сотрудников, по данным исследования Alter и hh.ru, считают главными источниками стресса на работе руководство и атмосферу в коллективе — 49% и 41% соответственно. Хорошая новость в том, что этими параметрами можно управлять. Но здесь важна вовлеченность и системные усилия работодателей — в частности, внимание к психологическому климату в компании.

Что сотрудник может делать самостоятельно уже сейчас, не дожидаясь реакции руководства:

  1. Cон, питание и движение — это база, о которой мы должны заботиться, если хотим чувствовать себя устойчивыми и успешно проходить через жизненные вызовы. Это всем известно, но сколько людей действительно уделяют этому достаточно внимания? Без этих трех составляющих здорового образа жизни любые другие инструменты борьбы со стрессом будут малоэффективны. Эту базу бывает сложно выстроить, но это точно того стоит;

  2. Научиться замечать, какие именно ситуации на работе вызывают стресс, и разделить их на те, на которые вы можете повлиять, и те, которые вне зоны вашего контроля. В первом случае нужно составить четкий план действий, а во втором — научиться проговаривать себе, что вы повлиять на это никак не можете, и переводить фокус внимания на те задачи, в которых вы чувствуете, что влияете на процесс;

  3. Учиться быть в «здесь и сейчас». Это значит не застревать мыслями в прошлых или будущих ситуациях, а постоянно возвращать себя в настоящее. Если думать о том, что не получилось, или о том, сколько всего предстоит сделать, то можно очень быстро почувствовать тревогу из-за нехватки времени, вину или другие эмоции, которые нам не помогают, а лишь добавляют стресса. Если фокусироваться на сегодняшнем и важном, то будет проще продвигаться шаг за шагом по рабочим задачам;

  4. Если чувствуете, что не справляетесь, важно обращаться за помощью к специалисту. Между знанием о том, как «правильно» регулировать стресс, и реальной практикой часто лежит пропасть. Хороший специалист поможет настроить нужные именно вам навыки и рутины, которые помогут регулировать стресс.

Что делать компаниям, если у сотрудников высокий уровень стресса

Елена Ушарова

Консультант практики «Развитие лидерства» консалтинговой компании Ward Howell

Высокий уровень стресса у сотрудников — это часто индикатор системных проблем в организации, требующих комплексного решения на уровне процессов, культуры и менеджмента. Работать с ними нужно также системно. Реальные практики, о которых нам рассказывают руководители компаний, — это достаточно широко распространенные программы well-being, включающие в себя регулярные активности, среди которых:

  • встречи с психологами;

  • тренинги по управлению стрессом;

  • работа с эмоциями.

В компаниях, особенно крупных, сотрудникам предоставляют доступ к платформе психологической поддержки, где можно получить консультацию 24/7. В некоторых компаниях выборочно предоставляют расширенную медицинскую страховку, включающую психологическую помощь. При этом важно подчеркнуть, что успешные практики работы со стрессом основываются на принципе превентивности.

Необходимо не просто бороться с последствиями стресса, а создавать условия, где сотрудники могут эффективно работать без избыточного напряжения.

В последнее время набирает тренд на внедрение комплексного подхода к психологическому благополучию сотрудников — так, компании стараются не просто реагировать на стресс, а создавать так называемую экосистему поддержки, встраивая ее в HR-стратегию компании. Проявляться она может в двух вариантах:

  1. Развитие у руководителей «мягких навыков» (soft skills) и обучение их эмоциональному интеллекту. Нередко источником стресса становится не сама работа или высокая загрузка, а отношение руководителя, его собственный пример, поведение и негативная обратная связь. Также важно обучение техникам работы с выгоранием в командах, включая умение распознавать именно ранние признаки стресса у сотрудников;

  2. Регулярные исследования вовлеченности и уровня стресса, разработка специальных метрик для оценки эффективности программ по работе со стрессом. Еще несколько лет назад в крупных компаниях начали появляться такие позиции как Chief Happiness Officer или Well-being Manager, которые также вовлечены в управление рабочей нагрузкой сотрудников и нормализацию work-life balance, особенно когда в фирмах выявляется культура переработок, трудового «героизма» и поддержания высокой загрузки.

Важное условие эффективности психологической поддержки — это гарантия и соблюдение полной конфиденциальности. Сотрудники должны быть уверены, что признание проблем со стрессом не приведет к негативным последствиям.