Улучшить память и внимание: упражнения, которые можно делать по дороге на работу

В среднем люди проводят в интернете ежедневно около 7 часов. Такие выводы сделала организация We Are Social в своем докладе Digital 2020*. 89% пользователей постоянно используют социальные сети и мессенджеры, 49% играют в мобильные игры. Такая статистика давно уже никого не удивляет. Стоит зайти в вагон метро, и вы увидите абсолютно разных людей, которые проводят время по пути на работу совершенно одинаково.

Предлагаем пересмотреть приоритеты и посвятить время в дороге саморазвитию и интеллектуальной деятельности. Всего 30 минут в день вам потребуется на то, чтобы научиться сосредотачиваться и улучшить память, «разогнать» мозг перед рабочим днем, взбодриться без помощи кофе. К сожалению, упражнения не подойдут тем, кто ездит в офис на машине. Но если вы пользуетесь общественным транспортом — смело пробуйте эти техники.

Тренируйте память

1. Таблицы Шульте: улучшить периферическое зрение и внимание. Таблица Шульте, которую можно скачать на смартфон в виде приложения, представляет собой поле 5x5, где каждая клетка содержит цифру от 1 до 25. Ваша задача — как можно быстрее отыскать эти числа по порядку. Чем меньше затраченное время, тем лучше вы сумели сконцентрироваться.

Если хотите тренировать еще и периферическое зрение — усложните задачу. Нужно не просто найти все числа по порядку, но и не отрывать взгляд от середины таблицы.

Плюс упражнения с таблицей Шульте в том, что можно попробовать большое количество вариантов и уровней сложности. Если все получается легко и быстро, измените настройки: выберите вариант с цветными цифрами или с возможностью перемешивать их после каждого хода.

2. «Фотоаппарат»: натренировать внимание и зрительную память. Когда вы едете на работу в метро или на автобусе, то волей-неволей обращаете внимание на вывески, рекламу, картинки, людей. Из этой привычки можно извлечь пользу, превратив ее в упражнение:

  • внимательно посмотрите на объект, стараясь его запомнить (сначала обращайте внимание на самые крупные элементы, потом на детали);
  • отведите взгляд;
  • попытайтесь мысленно воспроизвести увиденное;
  • вернитесь глазами к объекту для сравнения и оцените, правильно удалось вспомнить цвета, форму, размеры;
  • поработайте над ошибками, повторив весь алгоритм сначала;
  • повторяйте упражнение, пока не будете представлять объект четко и правильно.

Постепенно вы научитесь запоминать объект во всех подробностях с первого раза.

3. «Перепросмотр»: научиться концентрироваться и активизировать силу памяти. Лучше проделывать это упражнение по дороге домой. Упражнение достаточно простое: с открытыми глазами вспомните события дня в хронологическом порядке так, как будто вы смотрите фильм про себя. Подробно восстановите каждое действие до настоящего момента: вы открыли глаза, встали с постели, затем надели тапочки и пошли готовить завтрак.

Вспоминать события уходящего дня рекомендуется в быстром темпе, при этом не пропуская деталей. Когда получится подробно «прогнать» день в одну сторону, переходите к «обратной перемотке» — вспоминайте события от конца дня к его началу. Если вы будете выполнять упражнение ежедневно, то уже через несколько дней заметите эффект: вам станет легче концентрироваться, и вы намного быстрее и точнее сможете вспоминать разговоры и события.

Учите и повторяйте иностранные слова

Если вы давно хотите подтянуть английский, но времени не хватает, дорога на работу — отличный шанс потратить время с пользой. Предлагаю воспользоваться таким алгоритмом:

  1. Найдите в интернете готовый список слов по интересующей вас тематике (например: сад, профессии, животные).
  2. Выберите слово, которое надо выучить: пусть это будет «слон» (на английском — elephant [элифэнт]).
  3. Подберите русское слово, фонетически похожее на elephant. Так как слово длинное, придется подобрать сразу два, например, «эльф» и «фанта».
  4. Чтобы запомнить, что слон — это elephant [элифэнт], соедините в голове 3 образа в одной картинке. Представьте обычного слона, но с ушами, как у эльфа, он держит в хоботе бутылку фанты и разбрызгивает газировку во все стороны.
  5. Задержите этот веселый образ в голове и повторите три раза: слон — elephant, слон — elephant, слон — elephant.

Более простые слова требуют соединения только двух образов. Например, слово «тигр» переводится как tiger [тайгэ], что похоже на русское слово «тайга». Чтобы запомнить, нужно связать образы тигра и тайги. Представьте огромного тигра, разгуливающего по тайге.

Имейте в виду, что образы, которые вы выбираете, должны быть крупными и яркими. Не смущайтесь, если они кажутся абсурдными: наш мозг быстрее запоминает именно такие образы.

По-настоящему обогатить словарный запас можно, ежедневно уделяя время повторению и проверке уже выученных слов. Учите по 5–7 слов и повторяйте, затем переходите к следующей порции, а потом прогоняйте в голове весь список.

Улучшить память и внимание: упражнения, которые можно делать по дороге на работу

Привлекайте детей к интеллектуальным упражнениям

Если вы везете ребенка в детский сад или школу, займите его полезным и интересным делом. Вот увидите: время пролетит незаметно. Что можно делать:

  • устраивайте соревнования по таблицам Шульте;
  • вместе вспоминайте события дня;
  • выберите объект (например, желтые автомобили) и вместе ищите их на улице — кто увидел больше, тот и победил;
  • учите иностранные слова и решайте устно математические примеры;
  • ищите отличия между картинками и выходы из лабиринтов;
  • делайте пальчиковую гимнастику для синхронизации полушарий мозга;
  • выбирайте буквосочетания (например: «до», «бу», «во») и пытайтесь придумать как можно больше слов, которые с них начинаются.

Время в дороге идеально подходит для тренировки интеллектуальной выносливости. Бесплатных мини-тренажеров и приложений по развитию памяти, логики, внимания в открытом доступе более чем достаточно. Выделив всего 30 минут в день, вы не только прокачаете когнитивные способности, но и настроитесь на рабочий лад. Также вы будете выполнять задачи гораздо быстрее, чем обычно, перестанете уставать и прокрастинировать.

Никола Ягодкин

Об авторе

Николай Ягодкин — основатель Центра образовательных технологий Advance.


* https://wearesocial.com/digital-2020