Ученые показали, как меняется доверие к чуши в зависимости от ее автора

Существование такого психологического феномена — «эффекта Эйнштейна» — открыла международная группа исследователей. Статья опубликована в журнале Nature Human Behaviour. 

В исследовании принимали участие более десяти тысяч человек из 24 стран мира. Участникам представляли различные псевдоглубокомысленные фразы, на самом деле являющиеся полной чушью. Эти фразы были сгенерированы с помощью специально разработанного алгоритма, комбинирующего модные «умные» термины и якобы интеллектуальные слова и выражения.

Исследователей интересовало, как будет меняться степень доверия участников к этим утверждениям в зависимости от источника — людям сообщали, что авторами выражений является либо некий религиозный лидер, либо ученый.

В результате выяснилось, что, вне зависимости от культурного бэкграунда людей, чепуха вызывает у них больше доверия, если они считают ее автором ученого. 76% участников поставили псевдонаучным высказываниям достаточно высокие баллы по «шкале доверия», когда думали, что эти фразы прозвучали из уст ученого. Что касается религиозного гуру, то такое произошло лишь в 55% случаев.   

Авторы исследования объяснили такое поведение работой естественного отбора. С точки зрения эволюции уважение к мнению авторитетов — адаптивная стратегия, которая благоприятствует выживанию. Поэтому, если источник любой информации воспринимается как заслуживающий доверия эксперт, люди с охотой ей верят, даже не понимая ее смысла.


1. Suzanne Hoogeveen, Julia M. Haaf et al. «The Einstein effect provides global evidence for scientific source credibility effects and the influence of religiosity». Nature Human Behaviour, 2022.