В последнее время в моду вошли раскраски и артбуки для взрослых, открываются все новые хобби-маркеты с товарами для рукоделия, живописи, лепки, для создания парфюмерных композиций. Мы стремимся развивать потенциал, нам нравится делать вещи, которых не найдешь ни в одном магазине. Значит ли это, что мы не удовлетворены тем, что уже существует?
«Сколько бы ни было в мире готовых вещей, они ничего не говорят о нас, о нашей личности и истории, поэтому всегда хочется сделать что-то свое и по-своему», — считает гештальт-терапевт Марина Баскакова1.
Поэтому все больше становится тех, кто своими руками создает дизайн интерьера, одежду, украшения, любимые блюда... Их девиз — «Я делаю сам». Потому что я хочу заявить о своей неповторимости и получаю от этого удовольствие.
Творительный падеж
А как быть тем, кто не может похвастаться золотыми руками? К счастью, поле креативности обширно. Ученые и философы творят силой ума; танцоры пользуются гибкостью тела и чувством пространства; тот, кто первым соединил воду с мукой и сделал лепешку, без сомнения, заслуживает звания выдающегося творца.
Так же, как существует несколько форм интеллекта, есть много видов творческих способностей. И не все они связаны с IQ, которым измеряется вербальный и логический интеллект: по некоторым историческим сведениям, Моцарт не отличался сообразительностью.
Одно из испытаний в тесте на креативность психолога Эллиса Пола Торранса, другого пионера оценки креативного потенциала, состоит в том, чтобы находить новое применение для самых обычных предметов, таких как картонные коробки.
С развитием позитивной психологии, представители которой стремятся понять механизмы, позволяющие нам ощущать благополучие, появилась новая форма креативности: искусство быть счастливым, изобретая свою жизнь и счастье день за днем.
Откуда что берется
Креативность проявляется уже в первые годы жизни, когда мы играем с кубиками, куклами, роботами и машинками и даем волю воображению, сочиняя истории.
«По-другому просто не бывает, — подчеркивает Марина Баскакова, — такова наша природа: все дети что-то творят, строят, рисуют, играют. Другое дело, что взрослые не всегда это одобряют, потому что это мешает порядку, расписанию, структурированности. Возникает множество запретов: нельзя пачкать стенку карандашом, руки — землей. В результате многие отказываются от творчества — кто-то навсегда, кто-то на время».
Креативный потенциал зависит не только от превратностей нашего развития и поведения окружающих, но и от наших убеждений. Психолог, исследователь мотивации Кэрол Дуэк2 заметила, что люди, убежденные в том, что результаты их деятельности зависят прежде всего от их блестящих умственных способностей и лишь в небольшой мере — от их собственных усилий, в итоге лишь поверхностно развивают творческий потенциал, даже если вначале они были очень одаренными.
Но действительно ли так уж необходимо быть креативными?
«Вполне возможно, что кто-то проживет всю жизнь, обходясь без творческого самовыражения, — допускает Марина Баскакова. — Но во время кризисов мы чувствуем, что пора пересмотреть правила, по которым мы жили, изменить структуру повседневности, обнаружить самих себя. Творчество помогает в этом».
Находя способ выразить свое внутреннее содержание, мы знакомимся с ним и становимся более целостными, в большей степени собой.
Есть и обратная зависимость. «К творчеству нас часто побуждают негативные эмоции и состояния, такие как одиночество, гнев, отчаяние, ревность», — замечает клинический психолог, специалист по психологии юмора Алена Иванова.
То, что осталось бы в душе неподъемной тяжестью, становится энергией и материалом для создания чего-то нового и необычного.
Арт-терапия: кому? зачем?
Психотерапия с помощью слов подходит не всем. Некоторые охотней и свободней выражают себя в рисунке, живописи, скульптуре, танце: люди, которым трудно подобрать слова для переживаний, и те, кто слишком все рационализирует, а еще дети...
Художественное творчество дает нам еще одну возможность освободить свои эмоции, исследовать бессознательное, прийти к телесному успокоению. С этой практикой стоит познакомиться.
Вход в бессознательное
Методы нейровизуализации позволяют увидеть, что мозговая деятельность поэта, который выстраивает цепочку ассоциаций, подобна мозговой деятельности во время бреда. Связь между одаренностью и безумием замечали многие исследователи. Насколько это опасно для нас?
«Да, мышление людей с шизофренией имеет сходство с особенностями творческого мышления, — соглашается Алена Иванова. — Также маниакальное состояние, которое встречается при разных заболеваниях, на начальной стадии может способствовать работоспособности, в том числе творческой. Но болезненное состояние наступает, только если содержание бессознательного полностью перекрывает сознание. А большинство из нас все же может провести границу между фантазией, какой бы буйной она ни была, и реальностью».
С точки зрения психоанализа творчество возникает благодаря механизму сублимации: в состоянии фрустрации сексуальная энергия либидо может перенаправляться на социально одобряемую деятельность. Но не уменьшится ли наша способность к любви, физическая и эмоциональная, если мы вложим эту энергию в творчество?
«Нет, конечно, — уверяет клинический психолог. — Творчество поднимает уровень энергии, и не только сексуальной, а жизненной энергии вообще, именно потому, что она оказывается востребованной и находит свое выражение. Это знают все влюбленные: им хочется петь и сочинять стихи, и это вовсе не ослабляет их чувств».
Не как все
То, что когда-то было индивидуальным, интуитивно найденным способом действия, со временем становится общепринятым.
«Общество отказывает индивиду в праве использовать естественный метод, принуждая его освоить принятый способ действий, и лишь тогда допускает его до работы... Профессией становится ведение домашнего хозяйства; обставление квартиры становится делом дизайнера. То же происходит со множеством областей деятельности, например, с математикой, пением, актерской игрой, военными действиями, планированием, мышлением и прочим», — отмечал создатель системы развития человеческого потенциала через телесное движение Моше Фельденкрайз3.
Нам часто страшно или стыдно спеть, станцевать, нарисовать что-то, если нас не научили делать это «правильно». Но творчество — мир, где правила устанавливаем мы сами. Многие из тех, кого мы считаем гениями, были не в ладах с системой обучения.
Теоретик космонавтики Константин Циолковский остался во втором классе гимназии на второй год, а из третьего был отчислен и дальше занимался самообразованием. Нобелевскому лауреату Иосифу Бродскому дали в четвертом классе такую характеристику: «Домашние письменные задания выполняет очень плохо, а то и вовсе не выполняет. Тетради имеет неряшливые, грязные…»
Дух неповиновения, свойственный творчеству, может вызывать протест окружающих.
«Гении бывают пугающими или странными, — замечает Марина Баскакова. — Нечто тревожащее есть в любом творчестве. Оно меняет качество жизни, вносит в нее спонтанность: творец делает что хочет и как хочет. Те, кто себе этого не позволяют, чувствуют себя приниженными».
Что ж, не любое занятие и не все плоды нашего творчества будут одобрены, но ведь нам важен не только результат, но и путь к нему и та свобода, которую мы испытываем. Разве в этом мы не схожи с гениями, меняющими ход истории?
Сосиски Винниккота
По мнению британского психоаналитика, креативность не является привилегией людей искусства. Она проявляется в наших отношениях с миром.
Креативность помогает придать смысл нашему существованию, но она не ограничивается «художественным творчеством», утверждает Дональд Винникотт и показывает это на примере: «Приготовить сосиски можно традиционно или по оригинальному рецепту. Результат будет одинаково хорош, но творческий подход расцветит будни... Если нам удается удивить самих себя, это проявление творческого подхода».
Винникотт утверждал, что тот, кто умеет применять такой подход, любое скучное дело может сделать интересным для себя. Чтобы вступить в творческую жизнь, не требуется таланта. Но лучше иметь «достаточно хорошую мать», по знаменитому выражению Винникотта. Это мать (или родственник, выполняющий ее функции), которая улавливает потребности ребенка и умеет быть рядом с ним, но так, что ее присутствие не подавляет.
«Некоторым детям приходится расти в обстановке сказочной креативности, ориентированной на потребности взрослых, но не ребенка. Такая обстановка душит и подавляет, а ребенок учится отстраняться», — отмечает Винникотт.
Но если «достаточно хорошая» мать создает у ребенка ощущение уверенности, ничего ему не навязывая, он развивает воображение и строит психическое «переходное пространство», где заново изобретает объекты, которых ему не хватает (грудь, соска).
Это пространство иллюзии станет позже пространством желаний, творчества и внутренней жизни. Оно возникает, когда ребенок растет в безопасности и учится быть свободным — «имеет право на существование».
1 Мастер-класс Марины Баскаковой «Творчество или страдание: выбираем свой путь» пройдет на мастерской Psychologies. Подробнее на master.psyday.ru
2 К. Дуэк Гибкое сознание (Манн, Иванов и Фербер, 2019).
3 М. Фельденкрайз Осознавание через движение (Академический проект, 2020).