Английское patience происходит от латинского patientia — «терпение, выносливость, подчинение» и в конечном итоге от patere — «страдать». Под этим словом понимают стойкость и невозмутимость перед лицом невзгод, будь то вынужденное ожидание, провокация или даже настоящее несчастье или невыносимая боль.
Терпение традиционно считается добродетелью. В нем даже можно разглядеть целый набор хороших качеств — самоконтроль, смирение, терпимость, щедрость, милосердие. А еще без терпения едва ли возможны надежда, вера и любовь.
В буддизме терпение относится к парамитам — «совершенствам». И здесь, и в других религиях с ним связан принцип «не отвечать злом на зло». Так, в Первом послании к Фессалоникийцам апостол Павел призывает: «Будьте долготерпеливы ко всем. Смотрите, чтобы кто кому не воздавал злом за зло, но всегда ищите добра и друг другу и всем». В книге Притчей Соломоновых можно встретить следующее: «Долготерпеливый лучше храброго, владеющий собою лучше завоевателя города». Согласно Екклесиасту, «…терпеливый лучше высокомерного. Не будь духом твоим поспешен на гнев, потому что гнев гнездится в сердце глупых».
Нетерпение порождает проблемы
Противоположность терпения — конечно, нетерпение, неспособность или нежелание перенести то, что мы воспринимаем как нечто негативное, несовершенное. Мы проявляем нетерпение, когда отвергаем настоящее из-за того, что оно «испорчено» и нам хочется заменить его более идеальным воображаемым будущим.
В то время как терпение помогает нам признавать, что жизнь — это борьба за каждого из нас, нетерпение заставляет нас проявлять пренебрежение и даже презрение к человеческой природе.
С нетерпением к нам приходит бессилие, приводящее к разочарованию. Но это неверный путь. Нетерпение и разочарование жалки, бесплодны и ведут к саморазрушению, к необдуманным и вредоносным действиям. А иногда, как ни парадоксально, — к прокрастинации или бездействию, поскольку откладывать трудную или скучную задачу означает также откладывать разочарование, к которому ее выполнение неизбежно приведет.
Забытая добродетель
Наше общество делает ставку на индивидуализм и материализм и потому превыше всего ценит амбиции и действия — ну или хотя бы деятельность. А терпение подразумевает лишения и даже некий отказ от себя.
Технологические достижения только усугубляют ситуацию. Исследователи обнаружили, что около 50% пользователей интернета не смотрят видео, если оно не начало воспроизводиться в течение 10 секунд. Более того, пользователи с более быстрым подключением мгновенно покидают страницу, если она сразу не загрузилась целиком. Это говорит о том, что технический прогресс на самом деле подрывает наше терпение.
У нас есть привилегированный доступ к своим мыслям, и потому мы склонны раздувать их значение
Нил Бертон утверждает, что такое беспокойное нетерпение — проявление маниакальной защиты. Ее задача — не допустить возникновения чувства беспомощности и отчаяния, поэтому она отвлекает нас с помощью удовольствий, целенаправленной деятельности и тотального контроля.
Эгоцентрическое затруднение, считает Бертон, делало терпение трудным даже в дотехнологические времена. «Что это такое? У каждого из нас есть привилегированный доступ к своим мыслям, и потому мы склонны раздувать их значение. Например, испытывая нетерпение в очереди, я считаю, что мои время и цель более значимы, чем у стоящих передо мной людей. Считая, что я могу успешнее справиться с работой кассира, я испепеляю его взглядом.
При этом я совершенно не учитываю, что женщина за кассой смотрит на происходящее иначе и у нее другие навыки и способности. И пока я не могу для себя решить, дожидаться ли на месте, встать в другую очередь или вообще махнуть рукой на покупки, мое разочарование становится источником… нового разочарования».
Недальновидные решения
Терпение можно рассматривать как проблему принятия решений: например, съесть все зерна сегодня или посадить в землю и дождаться, пока их станет больше. «К сожалению, в ходе эволюции люди развивались не как фермеры, а как охотники-собиратели и поэтому не склонны делать ставки на долгосрочные вознаграждения», — объясняет Бертон.
Плоды недальновидности наших предков подтверждаются известным Стэнфордским экспериментом с зефиром. В конце 1960-х и 1970-х годах Уолтер Мишель провел серию исследований отложенного удовлетворения. Эксперименты, проведенные с участием сотен детей в возрасте 4-5 лет, включали простой выбор: съешь этот зефир сейчас или потерпи 15 минут и получи к нему второй. Объяснив ребенку условия, ученые оставляли его на 15 минут наедине со сладостью. Удержаться и дождаться второй зефирки смогло меньшинство детей.
Терпение включает в себя гораздо больше, чем просто способность сдерживаться ради будущей выгоды
Далее в течение 40 лет проводились новые наблюдения. Они показали, что именно это меньшинство детей в дальнейшем показало лучшие результаты в тестировании и достигло в жизни больших успехов, у них были более развитые социальные навыки и они были не склонны злоупотреблять психоактивными веществами.
Тем не менее терпение включает в себя гораздо больше, чем просто способность сдерживаться ради будущей выгоды. Его тренировку можно сравнить с диетой или выращиванием огорода. Да, ключевой фактор — ожидание, но важно также разработать план и работать над его воплощением.
Почему терпение так необходимо
В том, что касается наших отношений с другими, терпение не сводится к простой сдержанности или терпимости — речь об активном, требующим сил участии. При этом терпение — одна из форм сострадания, благодаря которому мы начинаем видеть в людях друзей и союзников вместо того, чтобы игнорировать и отталкивать их.
Если нетерпению сопутствует бессилие, то терпение подразумевает силу, порожденную пониманием. Вместо того, чтобы сделать нас заложниками удачи и слепого случая, оно освобождает нас от разочарования и его недугов. Оно дарит спокойствие и открывает перспективу, в которой можно думать, говорить и делать правильные вещи в нужное время, не теряя при этом способность получать удовольствие от жизни.
И последнее, но не менее важное: терпение позволяет нам достичь того, чего достичь без него было бы невозможно. Как сказал Жан де Лабрюйер: «Не будет чересчур длинным путь для того, кто продвигается преднамеренно и без излишней спешки. Не окажется слишком долгим ожидание почестей для того, кто готовится к ним с терпением».
Бертон подчеркивает: терпение — в значительной степени вопрос доверия или даже веры
Проявлять терпение — совсем не то же самое, что сдаваться и не протестовать. Это значит действовать продуманно, а не импульсивно. Это также не означает постоянного воздержания — точно так же, как выдержка хорошего вина в течение нескольких лет не обязательно означает полный отказ от вина вообще в течение всего этого времени. «Жизнь слишком коротка, чтобы ждать, но она не слишком коротка для терпения, — считает Нил Бертон. — Терпение гораздо проще и даже приятнее, если вы действительно осознаете его выгоду, какие плоды оно принесет вам и другим».
В 2012 году эксперимент с зефиром был повторен в Университете Рочестера. На этот раз участников разделили на две группы. Детей из первой ученые намеренно обманули. Во второй маленьким участникам были представлены доказательства того, что организаторы держат слово. Далее в ходе самого эксперимента участники из второй группы проявили больше терпения и ждали в среднем в четыре раза дольше, чем из первой.
Иными словами, подчеркивает Бертон, терпение — в значительной степени вопрос доверия или даже веры.
Об авторе: Нил Бертон — британский врач и автор нескольких книг, в том числе — «Смысл безумия».