Несмотря на то что страх денег, как правило, не осознается, мы находим веские причины, чтобы оправдать текущее положение дел. Каковы наиболее распространенные иррациональные убеждения, встающие у нас на пути?
«Поезд ушел», или синдром упущенных возможностей
«Все давно поделено, раньше надо было шевелиться», «кругом все только за взятки», «я трезво оцениваю свои силы» — так мы часто оправдываем свое бездействие. «Многим кажется, что некогда были благословенные времена, которые они по каким-то причинам упустили, и теперь что-либо предпринимать бесполезно, — объясняет психотерапевт Марина Мяус. — Эта пассивная позиция дает возможность побыть в роли жертвы, получая право на бездействие. Однако жизнь дает нам целый набор возможностей, и только нам решать, как ими распорядиться».
Возможность потери близких
Деньги дают нам ресурсы изменить свою жизнь. Возрастает уровень комфорта, мы можем больше путешествовать, получать новые впечатления. Вместе с тем в глубине души мы чувствуем, что нам могут начать завидовать. «Бессознательно мы опасаемся, что, если станем успешными, нас перестанут любить и принимать, — комментирует Марина Мяус. — Страх быть отверженным и оторваться от привычного круга может удерживать нас от движения вперед».
Растущая ответственность
Потенциальный бизнес — наша и только наша зона ответственности, и эту ношу, скорее всего, не с кем будет разделить. Возникнет необходимость постоянно думать о своем деле, придумывать, как обыграть конкурентов, а значит, уровень стресса неизбежно возрастет.
Мысли о том, что мы пока не готовы
«Ощущение, что мы пока профессионально не доросли до того, чтобы добиваться повышения, говорит о том, что нами, скорее всего, руководит внутренний ребенок, которому удобнее отказаться от взрослой ответственности ради спокойной инфантильной позиции», — считает Марина Мяус. Как правило, человек оправдывает себя тем, что у него недостаточно знаний или опыта и поэтому большей суммы за свой труд он недостоин.
Как это проявляется?
Мы можем прекрасно представлять свой продукт или услугу, но при этом бояться поднимать тему денег. В некоторых случаях именно это останавливает нас, когда мы хотим начать свое дело. А если продукт продан, но клиент не торопится его оплачивать, мы избегаем этой щекотливой темы.
Некоторые женщины — дистрибьюторы косметики продают ее подругам по себестоимости, объясняя, что для них это хобби. Им психологически трудно начать зарабатывать на своей услуге. Мы уверенно общаемся с клиентом, грамотно строим диалог, однако, как только речь заходит об оплате, наш голос меняется. Мы будто бы извиняемся и испытываем неловкость.
Что предпринять?
Заранее отрепетируйте и запишите на видео, как вы озвучиваете клиенту стоимость своих услуг или говорите о повышении с начальством. «Представьте себя человеком, у которого уже есть успешный бизнес, сыграйте роль того, кто умеет говорить о деньгах уверенно, — предлагает мотивационный коуч Брюс Стэйтон. — Когда у вас получится сыграть эту сцену убедительно, проиграйте ее много раз. В конце концов вы убедитесь, что можете спокойно обсуждать эти темы, и автоматически будете говорить с новой интонацией».
Не нужно бояться мечтать, однако мечту важно конкретизировать и превратить в бизнес-план, прописав стратегию пошагово. «Ваш план должен быть горизонтальным, то есть включать в себя конкретные, маленькие шаги, — объясняет Марина Мяус. — Нацеленность на вершину успеха может работать против вас, если вы настолько тревожитесь из-за невозможности достичь намеченной триумфальной цели, что прекращаете любые действия».
«Наглядная визуализация: для чего именно вам нужны деньги — часто помогает мотивировать себя на действия, — считает Брюс Стэйтон. — После того как вы составили пошаговый бизнес-план, подробно обрисуйте все приятные бонусы, которые привнесут в вашу жизнь материальные возможности. Если это новое жилье, путешествия или помощь близким, в деталях опишите, как именно будет выглядеть новый дом, какие страны вы увидите, чем сможете порадовать любимых людей».