Создатель онлайн-библиотеки «Флибуста» сделал эвтаназию после того, как врачи нашли у него опухоль мозга
Фото
Shutterstock/Fotodom.ru

Почему создатель «Флибусты» решил сделать эвтаназию

В сентябре создатель бесплатной онлайн-библиотеки «Флибуста», известный под никнеймом Stiver, рассказал о том, что врачи обнаружили у него рак мозга. Онкологическое заболевание, по его словам, было неоперабельно — в одном из постов владелец сервиса заявил, что у него «неприличных размеров глиобластома».

22 октября на сайте «Флибусты» появился пост, в котором Stiver признался, что принял решение совершить ассистированное самоубийство — эвтаназию, которая доступна для тяжелобольных пациентов в немецких больницах.

«Здравствуйте, вроде бы определилась дата моей смерти. Хочу использовать возможность assisted suicide, который в Германии теперь разрешен, — говорится в сообщении. — Если все пойдет по плану, то завтра, в воскресенье, 20.10, получу смертельную дозу тиопентала. Если не отпишусь в понедельник, значит, сработало. Просьба тогда во вторник опубликовать эту информацию — для истории и чтобы остановить любые сборы „на помощь Стиверу“».

«Флибуста» была одной из самых крупных онлайн-библиотек в России. Доступ к ней был бесплатным, из-за чего такое хранилище считали пиратским. С 2016 года «Флибуста» была заблокирована на территории России за нарушение авторских прав. Сервис, как отмечают администраторы, продолжит работать и после смерти его создателя.

Имеет ли человек право на уход из жизни по своему желанию

Любава Кобылинская-Ващук

Психолог, гештальт-терапевт, аккредитованный терапевт Европейской ассоциации гештальт-терапии, член Российской психотерапевтической ассоциации и Общества практикующих психологов «Гештальт-подход», специалист сервиса психотерапии Alter

Страница ВК

Слово «смерть» пугает многих. Оно связано с множеством переживаний — бессилие, отчаяние, ярость, боль, горе, страх, облегчение, стыд, радость, прощение. Эти чувства сложные, глубокие, объемные, амбивалентные, противоречивые, неоднозначные.

Ответ на вопрос «имеет ли человек право на смерть» — тоже противоречив. Ответить «нет» значит лишить нас права выбора, ответить «да» — лишить нас надежды на чудо и спасение. В славянской культуре принято бороться до последнего, надеяться на волшебное исцеление и спасать. Большинство религий однозначно осуждает самовольное прекращение жизни — жизнь дает Бог, а значит, именно Бог решает, когда ее забрать.

Неудивительно, что вопрос ассистированного самоубийства вызывает у многих страх, панику и даже агрессию. Потому что здесь сложно прийти к однозначному мнению. Это очень зыбкая почва, на которой трудно обрести уверенность и устойчивость. А если это ошибка? А если мы не увидели каких-то возможностей? А если мы преждевременно соглашаемся и опускаем руки?

Таких «а если…» бесчисленное множество. Нельзя исключать и отчаяние того, кто выбирает умирать, его усталость и бессилие в борьбе с неизлечимой болезнью. Мы не знаем наверняка, что чувствует человек, сознательно выбирающий смерть. И никогда не можем быть уверены в полной осознанности этого решения и уверенности в нем.

«Оттуда» еще никто не возвращался, решение выбрать смерть — бесповоротно, однозначно и неисправимо

В отличие от любых других решений в жизни, здесь мы никогда не сможем узнать, правильным был наш выбор или нет, и не получим шанса что-то изменить. Именно это вызывает страх — невозможность обрести ясное, однозначное и объективное подтверждение верности принятого решения.

Нашей психике трудно выдерживать противоречивость — чаще всего мы пытаемся определить, что «хорошо», а что «плохо», что правильно и что — нет. Когда в нашей жизни происходит что-то экстремальное, кризисное, травматическое, нам становится остро необходима эта однозначность, чтобы избавиться от затапливающей нас тревоги.

В случае вопроса об эвтаназии, или ассистированном самоубийстве, однозначно определить, плохо это или хорошо, сложно. В этом решении много неизвестности, которая навсегда останется тайной. Внутри нас конфликтуют эгоизм и эмпатия, мораль и ответственность, бессилие и надежда, и много чего еще. Аргументы «за» всегда предполагают аргументы «против». А кроме того, когда мы просто рассуждаем об эвтаназии вообще и когда это каким-то образом касается нас лично — это две разных ситуации.

Поэтому попытки достичь однозначности чаще всего оказываются невозможными. И встреча с подобными случаями часто вызывает тревогу и страх, потому что переживать эту противоречивость и весь объем амбивалентных чувств крайне сложно.

Опрос

Как вы считаете, допустима ли эвтаназия как явление?

  • Да
    %
  • Нет
    %