Евгении семнадцать, она прекрасная девушка, но ей этого мало. Вот уже два года она стремится к одной цели: стать совершенной. Что она только для этого не делает: сидит на строгой диете, занимается спортом три раза в неделю, перед выходом из дома тратит на сборы два часа, постоянно поправляет прическу. Женя стремится к совершенству не только во внешнем виде, но и в своем поведении и в работоспособности.
Что же движет ею и другими людьми, которые ведут себя подобным образом? Почему они хотят быть во всем безупречными?
Это называется клинический перфекционизм. Что это значит? Это значит ставить завышенные требования к себе и окружающим людям, в том числе тогда, когда нужды в этом совсем нет. Евгения очень критично оценивает себя и свое поведение, что заставляет ее жить в постоянном состоянии тревоги и с чувством необходимости делать все лучше — то есть в постоянной борьбе против себя, а не вместе с собой.
Исследования показывают, что перфекционизм играет ключевую роль в появлении и развитии ряда психологических проблем. Например, он может быть одной из возможных причин нарушений пищевого поведения (анорексия и булимия), препятствием при лечении депрессии и основным фактором возникновения обсессивно-компульсивного расстройства личности.
Но вернемся к Жене. Зная ее историю и ее трудности, можно сказать о ее стремлении к совершенству следующее:
- Она неосознанно ставит завышенные «стандарты производительности» и изо всех сил старается им соответствовать. Например, она убеждена, что должна получать по всем предметам только высший балл, и готовится к урокам чуть ли не целыми днями;
- Каждый раз, когда ей не удается добиться поставленных целей, она считает, что ударила в грязь лицом и потеряла уважение окружающих;
- Она судит себя слишком строго, не замечая собственных достоинств и обращая пристальное внимание прежде всего на то, что ей в себе не нравится;
- Рассуждает по принципу «все или ничего»: все достигнутые результаты воспринимает либо как полный провал, либо как оглушительный успех, не учитывая, что могут быть еще промежуточные результаты — и тоже положительные;
- Она сомневается в том, что способна справиться с заданием, выполнить его правильно;
- Считает, что окружающие возлагают на нее большие надежды;
- Она слишком боится критики в свой адрес.
Причину этого можно понять, принимая во внимание некоторые тезисы когнитивно-поведенческой теории. Возможно, в раннем возрасте Евгению наказывали или ругали за то или иное поведение, и она пришла к убеждению, что, чтобы избежать таких неприятных последствий, необходимо всегда и все делать безукоризненно. Также может быть, что она сталкивалась и сравнивала себя с людьми, которые могли безупречно справиться с определенными задачами.
Как можно помочь Жене преодолеть эти трудности? Прежде всего, важно дать ей понять, что перфекционизм — это проблема, а не позитивное явление. Для этого стоит вместе с ней обсудить плюсы и минусы стремления к совершенству. А в дальнейшем — переформулировать ее убеждения и требования к себе, сделав их более реалистичными. Также могут быть полезны поведенческие эксперименты, чтобы смоделировать ситуации, которых Евгения обычно старается избегать.