Mассовый интерес к традиционным верованиям и обрядам американских индейцев, свойственный направлению «нью эйдж», начался с работ американского писателя, антрополога и этнографа Карлоса Кастанеды. В 1968 году вышла книга Кастанеды «Учение дона Хуана», получившая огромную популярность среди поколения хиппи.
Спустя тридцать лет новая волна интереса к наследию индейцев возникла в связи с работами дона Мигеля Руиса. «Четыре соглашения» были впервые опубликованы в США в 1997 году. В Америке их активно продвигала в своем ток-шоу телеведущая Опра Уинфри, признанная самой влиятельной женщиной в США. Книга приобрела успех, а ее автор позаботился о том, чтобы сделать из своих «соглашений» общеизвестный бренд. Теперь книга вышла и в России.
О чем же идет речь? Смысл этих соглашений — разрушить ограничивающие предрассудки. Они развиваются с детства, искажая реальность и заставляя страдать. На наше восприятие влияет несколько факторов. Мы усваиваем ошибочный образ себя в силу воспитания, культурных особенностей, отвечающих за представления о том, что справедливо и несправледливо, красиво и уродливо. Нам могут мешать также личностные проекции: «Я должен быть хорошим», «Я должен добиться успеха».
«Эти идеи воспроизводят принципы когнитивной терапии, согласно которым неумение отстраниться или чрезмерная страсть к обобщениям часто становятся ловушками», — отмечает психиатр Франсуа Тиоли. «Какие-то идеи Мигеля Руиса созвучны христианским заповедям, что-то близко к буддизму, — рассуждает психотерапевт Екатерина Жорняк. — Неслучайно соглашений именно четыре: в буддизме четыре благородные истины, в христианстве — четыре евангелиста, а аргентинский писатель Хорхе Луис Борхес считал, что в литературе только четыре сюжета».
Чем привлекает эта книга? Талант автора в объяснении четырех соглашений простыми словами и на конкретных примерах. Не нужно быть посвященным, чтобы применять их на практике. Мигель Руис ничего не навязывает. Он говорит, что если ему удалось освоить эти принципы, то и все остальные смогут это сделать.
Кто такие толтеки?
Воинственное племя толтеков проживало в Латинской Америке, на территории нынешней Мексики, в 1000-1300 годах. На основании легенд и данных раскопок, этот народ преуспел в искусствах и архитектуре. Толтеки передали свою мудрость через четыре соглашения. Гордо приняв это наследие, ацтеки донесли знания и философию толтеков до наших дней.
Первое соглашение: «Пусть ваше слово будет безупречно»
«Высказывайтесь прямо и честно. Говорите только то, что действительно подразумеваете. Не говорите то, что может быть использовано против вас или распространять сплетни о других. Применяйте силу слова для достижения истины и любви».
«Мигель Руис напоминает о власти слова над психикой, — объясняет клинический психолог Оливье Перро. — У каждого из нас сохранились в памяти ранящие родительские фразы». Мы часто забываем о том, что слова влияют на реальность. «Скажите ребенку, что он пухленький, и он будет чувствовать себя толстым всю оставшуюся жизнь», — уверяет Оливье Перро.
«Ложь разрушает человека, он перестает понимать, кто он и кто те, кто его окружает, — говорит Екатерина Жорняк. — Ложь губительна для отношений с близкими — под ее воздействием отношения постепенно разрушаются».
Как это использовать? Соблюдайте умеренность в речи: не говорите ни слишком много, ни слишком быстро. Согласно Мигелю Руису, все начинается с внутренней речи, обращенной к себе. Не только критика и осуждение других, но и беспрерывные «У меня не выйдет», «Я ни на что не гожусь», «Я плохо выгляжу» — все это негатив, засоряющий нашу ментальность. Между тем это всего лишь проекции, образы, возникающие в ответ на представления о том, чего ждут от нас другие.
«Нужно выдержать паузу и осознать, что именно мы собираемся произнести и зачем хотим сказать именно это», — предлагает Екатерина Жорняк. Вывод: будем говорить меньше, но по-настоящему, подчеркивая лучшее — и в нас, и в других.
Второе соглашение: «Не принимайте на свой счет»
«Чужие дела вас не касаются. Все, что люди говорят или делают, — это проекция их собственной реальности. Если вы выработаете иммунитет к чужим взглядам и действиям, то сможете избежать бесполезных страданий».
Слова и действия другого не касаются нас непосредственно. «Они принадлежат другому, — подтверждает Оливье Перро, — потому что они — выражение свойственных ему убеждений. Это представление о вас, созданное другим, а не вы сами».
Вас критикуют? Или восхваляют? «Нет смысла чрезмерно беспокоиться о том, что думают другие люди, — отмечает Екатерина Жорняк. — Хотя игнорировать их переживания, делая вид, что мы тут вообще ни при чем, тоже неразумно». Точно так же события, случающиеся с нами, не всегда прямой ответ на наши поступки. По мнению Мигеля Руиса, нужно освободиться от эгоцентризма, который заставляет считать, что происходящее вокруг — следствие наших действий или мыслей. Наше «ячество» замыкает нас в иллюзиях. И тем самым поддерживает страдания.
Как это использовать? Речь идет скорее не о стоицизме, а о том, чтобы уметь отстраниться. Если мы берем ответственность за то, что к нам не относится, неизбежно возникают страх, гнев или грусть — это стандартная защитная реакция. «Если другой устал или в плохом настроении, не нужно принимать это на свой счет, обижаться и хлопать дверью», — предупреждает Екатерина Жорняк. Цель этого соглашения — оставить другому всю ответственность за его слова и поступки и не вмешиваться. Часто этого достаточно, чтобы разрядить обстановку.
Третье соглашение: «Не делайте предположений»
«Найдите в себе мужество в случае непонимания задавать вопросы и выражать то, что вы действительно хотите выразить. В общении с другими добивайтесь максимальной ясности, чтобы избежать недоразумений, не расстраиваться и не страдать».
«Это часто случается, — признает Оливье Перро. — Мы предполагаем, строим гипотезы и в итоге им верим». Друг не поздоровался с нами утром, и мы воображаем, что он на нас обижен! Мигель Руис считает это «эмоциональным ядом». Чтобы от него избавиться, он предлагает научиться прояснять, делиться сомнениями. «Чтобы понять других, требуется умение задавать вопросы и желание услышать человека», — отмечает Екатерина Жорняк.
Как это использовать? Нужно осознать, что предположение — продукт мыслей. Как только мы начинаем искренне верить в то, что было лишь гипотезой («Он на меня злится»), мы начинаем «давить» на другого своим поведением. Это становится источником тревоги и стресса.
Четвертое соглашение: «Старайтесь делать все наилучшим образом»
«Ваши возможности не всегда одинаковы: одно дело, когда вы здоровы, другое — когда больны или расстроены. При любых обстоятельствах прилагайте максимум усилий, и вы не будете чувствовать упреков совести, сожалений или укоров в свой адрес».
«Это правило следует из предыдущих, — констатирует Оливье Перро. — Когда вы берете на себя слишком много, вы истощаетесь и вредите себе». «Но если вы делаете меньше, чем можете, то обрекаете себя на фрустрацию, сожаления и чувство вины», — добавляет Екатерина Жорняк. Цель в том, чтобы найти равновесие.
Как это использовать? Неизвестно, что в данный момент означает «наилучшим образом». По мнению Мигеля Руиса, бывают дни, когда самое лучшее — остаться в постели. В любом случае, подчеркивает Екатерина Жорняк, «худшая ловушка — это перфекционизм, когда на первый план выходит не само дело, а желание сделать его безупречно и постоянное чувство, что сделано мало и плохо». Один из способов избежать это ощущение — заменить «Я должен сделать это» на «Я могу сделать это». Как утверждает Оливье Перро, «так можно присвоить себе поставленную цель и не заботиться об ожиданиях других».
Об авторе четырех соглашений
Мигель Руис родился в 1952 году в Мексике, в семье целителей. Работал нейрохирургом, но опыт пережитой в 1970 году клинической смерти изменил его жизнь. После этого он обращается к мудрости предков-толтеков, становится шаманом и берет на себя миссию сообщить эту мудрость как можно большему количеству людей. После долгих лет преподавания и писательской деятельности в 2002 году он передал эстафету своему сыну Хосе Луису Руису. «Четыре соглашения» остаются его главной книгой.