В пятницу компания устраивала праздничный ужин, и все сотрудники, получившие приглашение, были рады возможности не работать и перекусить в течение рабочего дня. А вот Сяо Но (обращение «Сяо» перед фамилией используется старшими в адрес младших, вышестоящими — в адрес подчиненных) растерялась.
За неделю до назначенной даты она задумалась: в каком стиле ей одеться; на какие темы говорить с коллегами; что может пойти не так; как справиться с неожиданностями на вечеринке; что делать, если вдруг ляпнет что-то не то; о чем беседовать, если встретится с руководителем, чтобы не сесть в лужу. В течение всей рабочей недели подобные мысли постоянно возникали у нее в голове.
Наконец в пятницу Сяо Но пришла в белом повседневном платье и черных туфлях на плоской подошве. Она сразу направилась к буфету с закусками, сделав вид, будто прекрасно проводит время, а через десять минут заметила, что идет ее хорошая подруга Сяо Син, и бросилась к ней, словно та была ее спасительницей. Праздничный ужин был в западном стиле.
Сяо Но редко ходила в ресторан и никогда не пробовала западную кухню
Когда подали основные блюда, она внимательно наблюдала, как коллеги пользовались столовыми приборами, а затем осторожно взяла нож и вилку, лежавшие скраю с каждой стороны. Во время еды нож случайно выскользнул из ее руки и упал на пол. Справа от нее сидел ее руководитель, он поднял и вернул ей нож с улыбкой. Девушка в ответ вспыхнула.
После еды коллеги выпили еще вина, поболтали о делах компании и разошлись по домам около трех часов дня. Но для Сяо Но окончание праздника стало поводом для нового беспокойства. Ей стало стыдно за себя. Почему она боялась разговаривать с незнакомыми коллегами? Почему уронила нож во время ужина? Руководитель непременно заметил, что она нервничает, и решил, что она некомпетентна. Следующие две недели Сяо Но посыпала голову пеплом.
Людей с социальным тревожным расстройством — примерно 5% населения, или каждый двадцатый человек. Такое состояние чаще всего встречается у подростков и молодых взрослых и больше распространено среди женщин, чем среди мужчин. Оно не только влияет на общение с окружающими, но и повышает риск развития депрессии в 1,5–1,85 раза. Почему некоторые люди становятся жертвами социального тревожного расстройства?
Оно возникает под воздействием генетических, психологических и экологических факторов
С точки зрения генетики, если у кого-то из ваших ближайших родственников наблюдалось такое состояние, вероятность того, что и у вас оно будет, в два-три раза выше, чем у обычного человека. Но чаще оно не врожденное, а приобретенное: следствие особого опыта в семейном воспитании или взрослении, который заставляет испытывать тревогу при социальном взаимодействии.
С психологической точки зрения социальная тревожность может быть следствием того, что над вами издевались или произошло что-то унизительное. Например, причиной могут стать придирки родителей в детстве, издевательства старших ребят или взрослых, плохая успеваемость в школе, неприглядный внешний вид или ситуации, когда вас игнорируют. В итоге человек вырастет застенчивым.
Если человек не подвергался издевательствам или не переживал ничего особенно унизительного, но видел, как насмехаются над другими, такие негативные примеры также могут привести к развитию социального тревожного расстройства. Дело в том, что способность учиться соответствующему поведению, наблюдая за другими и подражая им, — важный эволюционный навык животных. Да и чрезмерная опека родителей с раннего возраста и отсутствие возможности приобрести адекватные социальные навыки ведут к развитию социальной тревожности в подростковом возрасте.
Как диагностировать у себя социальное тревожное расстройство
Существует четыре основных признака социального тревожного расстройства. Первый — чувство тревоги и страха в социальных ситуациях. К таковым относятся: выступление перед большой аудиторией, прием пищи и работа в присутствии других, нахождение в центре внимания, посещение вечеринок или встреч, выступление на собраниях рабочих групп, звонки и так далее.
Например, Сяо Но боится выступать с презентациями перед коллегами. Она немного нервничает и слегка заикается, начинает думать, что все непременно заметили ее проблему, и речь звучит неубедительно. Тревожность еще больше усиливается, девушка заикается сильнее и готова потерять сознание.
Второй — социальное когнитивное искажение, или чрезмерное внимание к собственной персоне, беспокойство о том, что речь и поведение покажутся другим неуместными и вызовут раздражение. Люди с социальным тревожным расстройством, как правило, сильно озадачены и устанавливают высокие требования к себе, боятся допустить ошибку и потерять лицо. Например, на свидании вслепую они обычно беспокоятся о том, естественны ли их выражения лиц, правильно ли они держат руки и не сморозили ли глупость.
Предположим, через две недели вы собираетесь на корпоратив. Возможно, вы уже с тревогой начали думать, что надеть. О чем говорить с другими людьми? С каким настроением нужно появиться? Как найти общий язык с коллегами, с которыми ранее не общались? Не откажетесь ли вы глупыми человеку, который вам симпатичен?
Эти тревоги не оставляют вас и в день мероприятия, а постфактум вы продолжаете думать о том, что вам не удалось; и чем больше размышляете, тем сильнее расстраиваетесь, в итоге еще неделю тревожитесь
Третий признак — чтобы не опозориться, вы стараетесь исключить социальные ситуации. А если избежать их не удается, вашим верным спутником становится ощущение тревоги.
Четвертый — уровень тревоги не соответствует реальной угрозе. Например, если вы хотите поговорить с человеком противоположного пола, который вам нравится, то небольшое учащение сердцебиения и потные ладони — это нормально. Но если вы каждый день репетируете в голове этот разговор, при встрече и слова выдавить не можете, а потом сожалеете об этом, постоянно размышляя, что вы сделали не так, — это уже перебор.
Например, проводя презентацию на публике, люди обычно нервничают, но забывают о волнении по ходу выступления. Однако пациенты с социальным тревожным расстройством нервничают все сильнее, поскольку чрезмерно обеспокоены собственными физическими реакциями и боятся, что те не укроются от глаз окружающих. Они могут даже думать, что физические реакции, сопровождающие тревожность, например потливость и учащенное сердцебиение, — симптомы сердечного приступа и они умрут; понимают, что их тревога иррациональна, но не могут ее преодолеть.
Тревожность может ослабить эмпатию
Когда люди испытывают тревогу, у них снижается эмпатия. В ходе эксперимента Эндрю Тодд, исследователь из Айовского университета, попросил одних участников вспомнить то, что заставило их чувствовать тревогу в прошлом, чтобы снова спровоцировать аналогичные эмоции, а другие оставались спокойными. Затем он показал участникам фотографию мужчины, сидящего за столом с книгой в левой руке, и попросил их ответить, где книга — слева или справа. Участники, не испытывавшие тревоги, ответили, что книга слева, потому что приняли точку зрения человека на фотографии, но лишь четверть участников с тревогой дали такой же ответ, большинство сказали, что книга справа.
Получается, мы в состоянии тревоги больше озабочены собственной перспективой, нам трудно встать на позицию другого
Основная цель социального взаимодействия — установление связей между людьми. Однако тревога может нарушить способность человека сопереживать и смотреть на ситуацию глазами других. Способность сопереживать — чувствовать то, что чувствуют другие, и пытаться понять ход их мыслей — необходима в человеческом взаимодействии. На собеседовании при приеме на работу и в разговорах с друзьями вам необходимо понять, что человек думает прежде чем вы сможете занять соответствующую позицию и предпринять нужные действия.
Когда ваш мозг перегружен тревогой, трудно выделить достаточно пространства для размышлений, чтобы правильно оценить, о чем думают собеседники, и отреагировать на их точку зрения соответственно.
Интроверсия и социальное тревожное расстройство — не одно и то же
Люди часто думают, что интроверсия и социальное тревожное расстройство — это одно и то же или что социальное тревожное расстройство — крайнее проявление интроверсии. На самом деле это не так.
Необходимо различать социальное тревожное расстройство, интроверсию и застенчивость. Последнюю можно приравнять к легкой форме социального тревожного расстройства. Один из опросов показал, что половина американских подростков назвали себя застенчивыми, хотя только 8% из них страдали социальным тревожным расстройством.
А вот интроверсия — это совсем другое. Это черта личности. Интроверты склонны к уединению и чувствуют себя отдохнувшими и энергичными, когда они одни, но не боятся социальных ситуаций — просто не хотят общаться. Если вы страдаете от социального тревожного расстройства, ваше внутреннее «я» может очень хотеть поучаствовать в общественной деятельности, но избегать социальных ситуаций из страха, что вы можете не понравиться другим.
Таким образом, интроверсия и социальная тревожность — два разных измерения, и существует четыре типа их сочетания
Я сама интроверт и больше люблю проводить время в одиночестве, но с общением вполне справляюсь. У людей с социальным тревожным расстройством, как правило, преобладает страх. Им хорошо, когда они остаются одни, но это скорее чувство облегчения, чем счастья. Вы можете сказать себе, что вам плевать на вечеринку, но в глубине души ощущаете одиночество и неуверенность, когда избегаете общения. Опять же, мотивация избавиться от тревоги настолько сильна, что вы отказываетесь посещать мероприятия, на которые на самом деле хотите попасть, лишь бы избежать неловкости.
Люди с социальным тревожным расстройством чувствуют, что им не хватает социальных навыков (они не знают, что сказать другим, и предполагают, что те их проигнорируют или не поймут); а интровертам не обязательно не хватает социальных навыков, они могут активировать «режим общения» в любой момент, когда необходимо взаимодействие. Энергия, потерянная при общении, может быть восполнена чтением книги в одиночестве на следующий день или за ужином с лучшим другом.