Psychologies: вы говорите о счастье как о психическом состоянии. То есть как о чем-то, что доступно каждому. Почему же тогда счастья так трудно достичь?
Леонардо Арена: основная трудность в том, что счастье — не цель, которой нужно достичь, а путь. Сложно найти счастье, потому что мы привыкли представлять его себе как то, к чему стремимся и чем не обладаем. Поэтому мы чувствуем разочарование, не находя счастья, ведь мы ищем его где-то за пределами нас самих.
Так, счастье отождествляют с достижением того или иного блага. А во многих притчах, восходящих к даосизму, говорится о том, что мы уже обладаем всем, что нужно для счастья.
Вы призываете искать скрытое в нас сокровище. Откуда мы можем начать этот путь?
Лао-цзы говорил: не выходя со двора, можно познать мир. Поиск спрятанного сокровища всегда начинается с осознания. Оно может произойти во сне или из-за случайной встречи: мы замечаем, что нам чего-то недостает. Мы не знаем точно, чего именно. Хотя предмет поисков неизвестен, мы ищем в разных направлениях, пока не поймем: поиск — это новое обретение возможностей, которые у нас и так есть. На самом деле никуда не нужно идти. То, что мы имеем, уже с нами.
Успех, деньги, карьера никак не связаны с ощущением счастья?
Нет. Мы стремимся к успеху, но потом, достигнув его, не испытываем удовлетворения, поскольку понимаем: это не то, чего мы по-настоящему искали. Но это не поражение, потому что главное — заметить момент кризиса, понять, что за нашим стремлением скрывалась попытка, пусть ошибочная, найти самих себя. И отсюда можно двигаться дальше.
Последователи суфизма живут по принципу: «Быть в мире, но не от мира сего»…
Да, человек может заниматься каким угодно делом, ставить себе любую цель, но, если у него нет внутренней свободы, если он зависит от того, чего достиг, его жизнь не будет иметь смысла. Все дело в способе осознания жизни. Человек может быть очень успешен и при этом оставаться самим собой. Важно отдавать себе отчет: настоящее счастье — не цель, а то, как мы идем к цели.
Сегодня очень многие сокрушаются, что им чего-то недостает, а даосизм призывает довольствоваться тем, что имеешь. Как примирить эти противоречия?
Довольствоваться — не значит не иметь устремлений и желаний. Но если не довелось родиться журавлем, незачем завидовать журавлю. Тот, кто живет мечтою быть рок-звездой, будет вечно разочаровываться…
Пусть другой может достичь целей, для меня недоступных, — это не значит, что его жизнь удалась больше, чем моя
Очень часто говорят: будь у меня дом побольше, попади я на телевидение, будь у меня любовь, работа получше, я был бы счастлив. Но, рассуждая так, я сам отказываю себе в счастье, потому что, связывая его с достижением какого-то блага, всегда буду зависеть от других.
Есть такая притча. Лошадь в конюшне сетует, что ее ценят меньше, чем других лошадей. Но когда тех остальных отправляют на войну, она понимает, как ей повезло. Я не могу завидовать другому, потому что не знаю, какая у него судьба. Каждый проживает свою жизнь. Пусть другой может достичь целей, которые мне недоступны, — это не значит, что его жизнь удалась больше, чем моя.
Многие восточные истории призывают пользоваться возможностями настоящего. Как заметить сигналы, которые посылает нам жизнь?
Ответы всегда перед нами, но ожидания мешают их увидеть. Мы как персонаж одной буддийской притчи, который не замечает, что дверь в темницу, где он провел долгие годы, открыта, и остается узником.
Так же и мы совершаем одинаковые ошибки, снова и снова переживая ситуации, которые причиняют нам боль. Мы чувствуем себя не в своей тарелке в той или иной обстановке, и тем не менее стремимся к ней. Это неизбежно влечет за собой психосоматические расстройства, головные боли, усталость, тревогу.
Приведу в качестве примера карьерный рост, часто вынуждающий нас идти на компромиссы, которые какая-то часть нашего существа не приемлет. Одним словом, с людьми или ситуациями определенного типа нас сталкивает не случай. Мы не можем возлагать на других вину за то, что несчастливы, только мы сами — хозяева своей судьбы.
В одной притче рассказывается о человеке, который шел всю ночь, чтобы навестить друга, но перед самой его дверью поворачивает обратно. Счастье — это и способность сменить курс, искать новые пути?
Да, осознавая при этом в каждый момент, чего мы действительно хотим. Большинство непременно навестили бы друга, раз уж потратили силы на целую ночь пути. А герой этой истории поворачивает назад, потому что в ту снежную ночь, когда он шел к другу, он уже пережил те ощущения, к которым стремился. Он увидел красоту ночного пейзажа — друга ему уже видеть незачем. Даже более того: разговор с ним мог бы нарушить его умиротворение.
В общем, чтобы быть счастливым, иногда надо уметь остановиться в нужный момент…
Именно так. Вкусив то, к чему стремился, свой день можно и закончить. Если говорить о повседневной жизни, это значит не злоупотреблять пищей, обращать внимание на сигналы тела о том, что оно насытилось.
А еще не нужно браться за все дела сразу, быть чересчур активными. Это призыв к умеренности — не к покорности, а к тому, чтобы каждый раз понимать, что действительно хорошо для нас, а что нет.
Об эксперте
Леонардо Витторио Арена — специалист по восточной философии. Составитель и комментатор книги восточных притч «Волшебная пагода и другие рассказы о том, как найти счастье внутри себя».