Смех и слезы: как работает провокативная психотерапия

Кадр из сериала «Триггер» (2018 год — настоящее время)

Фото

«Кинопоиск»

Пример

Зал набит до отказа. Участники тренинга тянут руки, чтобы задать свой вопрос, и микрофон получает молодая женщина. Она пытается задать вопрос и заливается слезами: «Моему ребенку всего полгода. Уже не первый раз он выскальзывает из моих рук и падает. Почему?»

Вопрос обрывается, мать не может говорить. Она рыдает, и вместе с ней — все остальные. Тренер подходит ближе и заглядывает ей в глаза: «А почему вы бросаете своего ребенка?» Внезапный вопрос лишает женщину дара речи. Зал возмущенно гудит.

Это прием провокативной психотерапии. Ведущий тренинга — Марик Хазин. Гештальт-терапевт, режиссер, музыкант, художник, автор книг и создатель собственного направления — экспрессивно-творческого метода развития личности, в котором сочетаются гештальт-подход, психодрама, контактная импровизация, арт-терапия, актерское мастерство и тайцзи-цюань.

В работе с клиентами и на тренингах он в числе прочего использует и приемы провокативной психотерапии, но придерживаясь определенных принципов

В последний день тренинга та самая женщина снова попросила микрофон. Шокировавший зал вопрос, зачем она роняет своего ребенка, привел ее к пониманию своего состояния. Став матерью, она не была готова к тяготам родительства и ответственности за дитя. Внутренний конфликт вскрылся, она осознала и признала свои чувства. И ни разу с тех пор не уронила малыша.

История

Метод придуман и разработан психотерапевтом Фрэнком Фарелли, который в 1974 году описал его в книге «Провокативная терапия». В работе с одним из пациентов Фарелли сделал неожиданный ход, который сдвинул терапевтическую работу с мертвой точки.

Посещавший его мужчина, казалось, застрял в бесконечном самобичевании, обвиняя себя во всех возможных неудачах

Поддержка психотерапевта не помогала, и тогда Фарелли внезапно согласился: «Да, ты лузер…» С юмором доводя обвинения до абсурда, терапевт добился того, что клиент стал ему перечить, перечисляя свои сильные стороны: «Я продолжал его дразнить, а он краснел и посмеивался. Он оживал у меня на глазах, и это было как воскрешение из мертвых».

Применение

«Я смотрю на человека и доверяю своей интуиции. Вижу, когда можно задать провокационный вопрос, а когда не стоит. Кому подойдет этот метод, а с кем стоит общаться иначе. В арсенале тренера, психотерапевта должно быть несколько направлений. И провокативное может быть лишь одним из многих», — признается эксперт.

«Терапевтический эффект провокации невозможен без юмора (но не сарказма) и доброты, — продолжает Марик Хазин. — Юмор помогает снять напряжение, изменить взгляд на проблему. А доброта и желание помочь человеку делают все эти шутки действительно терапией». О том же Фрэнке Фарелли клиенты говорили как о заботливом отце, с которым комфортно и безопасно.

Принципы

Провокативная психотерапия — метод психологической практики, помогающий клиенту изменить отношение к проблеме, себе самому и своим возможностям. Вот 39 парадоксальных принципов направления, сформулированных Фрэнком Фарелли.

  1. Входи в физический контакт.

  2. Используй шутливый тон; меняй на гипнотический, если клиент задумался; будь в замешательстве, если не знаешь, что делать.

  3. Невербально отзеркаливай клиента.

  4. Используй анекдоты.

  5. Фокусируйся только на клиенте.

  6. Никогда не помогай клиенту!

  7. Не следуй логике в последовательном ходе сессии.

  8. Будь выпадающим из темы и даже глухим.

  9. Помни, что цель — провоцировать поведение, соответствующее ситуации.

  10. Иди вперед за эмоциями.

  11. Будь слеп к останавливающим тебя сигналам клиента.

  12. Описывай клиенту, что значат его жесты.

  13. Всегда уточняй, что клиент имеет в виду.

  14. Используй транс клиента для внушений.

  15. Будь серьезным к травматическом опыту клиента, все выспроси, потом — действуй.

  16. Веди себя неестественно, точно так же, как ведет себя клиент.

  17. Перебивай его, «не давай и слова сказать».

  18. Передразнивай клиента.

  19. Показывай клиенту, как реагирует на него аудитория.

  20. Неправильно интерпретируй (позитивно) коммуникативные трудности клиента.

  21. Спокойно констатируй, что ничего не меняется к лучшему.

  22. Тупо подрывай ожидаемую клиентом обратную связь.

  23. Заставляй повторять клиента найденные им «истины».

  24. Широко и интенсивно используй свою фантазию.

  25. Все всегда сильнее и отчетливее, чем кажется на самом деле.

  26. Используй абсурд, как это делал Дали.

  27. Давай абсурдные толкования проблем.

  28. Выделяй и усиливай установки клиента вплоть до разрешения проблемы.

  29. Клиент всегда дерьмо.

  30. Выставляй напоказ телесные недостатки клиента.

  31. Разрушай культурные, половые и сословные стереотипы.

  32. Сам войди в состояние хихикающего подростка.

  33. В то же время будь теплым и понимающим.

  34. Следуй своей интуиции.

  35. Включи «внутренний телевизор» и наблюдай за всеми участниками процесса.

  36. Обращай вину с субъекта на окружение и наоборот.

  37. Принимай разные стороны конфликта.

  38. Требуй, чтобы клиент выступал интересно.

  39. Будь всегда безумнее клиента.

Советы по выбору специалиста

По словам Марика Хазина, провокативный метод (как, впрочем, и другие) — как скальпель в руках хирурга. Если психотерапевт обладает опытом, обширными знаниями и интуицией, то «операция» пройдет успешно и поможет клиенту избавиться от проблемы. Но в руках дилетанта скальпель становится опасным оружием.

К сожалению, цена непрофессионализма для клиентов может быть слишком велика

Неуместно и неграмотно примененная провокация может вызвать обратную реакцию, причинить вред, в отдельных случаях привести к обострению психологической травмы.

Как понять, что перед вами — эксперт, достойный доверия? К сожалению, критерии подобрать непросто.

1. Обратите внимание на стоимость сессии

«Если она слишком низкая, возникает вопрос о квалификации коуча или тренера, — считает Марик Хазин. — Если изрядно завышена — возможно, это уже не психотерапия, а способ заработать на вас».

2. Изучите дипломы и сертификаты психолога

Проверяйте, где и какое он получил образование, где, у кого и как долго учился психотерапии. Недельные или даже месячные курсы не могут превратить вчерашнего менеджера в специалиста.

3. Прочитайте отзывы других клиентов

Изучите, упоминается ли в них о юморе и доброте психотерапевта, которые необходимы в провокативной терапии.

Психолог, психотерапевт, автор книг «От любви до ненависти… и обратно», «Продано!!!», «Откройте форточку! Как впустить новые возможности в свою жизнь»

Личный сайт