Каждый раз, когда мы заходим в интернет, мы оставляем за собой «цифровой след». Этим беззастенчиво пользуются социальные сети: собирают и хранят огромные массивы персональных данных в корыстных целях. Например, Facebook (запрещенная в России экстремистская организация) настраивает рекламу на основе наших предпочтений и поисковых запросов, YouTube рекомендует видео на основе истории просмотров.
Тем не менее эта информация может пригодиться и самим пользователям. Она помогает узнать немало важного о нашем психическом здоровье. Уже сформировалась описывающая эту взаимосвязь новая область науки, способная совершить переворот в традиционной психиатрии и психотерапии, — цифровое фенотипирование.
В каком-то смысле зависимость между «смартфонными привычками» и психическим здоровьем очевидна. Скажем, человек, который установил приложение для управления тревожностью, явно испытывает это состояние. У того, кто часто сидит в телефоне по ночам, наверняка бессонница. Между тем прочие вероятные связи не так заметны.
Геолокация и депрессия
Многие пользуются функцией GPS, перемещаясь по городу. Оказывается, по данным геолокации можно распознать признаки депрессии: люди, которые ее переживают, выбирают один и тот же маршрут.
Еще одну подсказку дают типы локаций. Недавнее исследование обнаружило, что при легкой депрессии люди бывают в духовных местах (храмах, молельнях и т.д.) чаще, чем при тяжелой. Те, у кого все в порядке, проводят на работе больше времени, чем депрессивные личности.
Отметим все же, что это только гипотезы: для доказательств нужно больше данных.
Социальная активность и обострения
Уровни социальной активности тоже могут указывать на проблемы с психикой. Специалисты, изучавшие больных шизофренией, установили, что сокращение количества и продолжительности исходящих звонков, отправленных и полученных сообщений связано с обострением болезни.
Авторы другой работы предлагают использовать функцию Bluetooth для измерения частоты «живых» контактов. То есть определять, сколько активных устройств находятся рядом с владельцем смартфона.
Сетевой язык и расстройства психики
Речь позволяет заглянуть в глубины разума, и некоторые ее нарушения могут указывать на психические расстройства. В одном исследовательском проекте изучались стенограммы бесед с молодыми людьми, подверженными психозам. Выяснилось, что упрощенные языковые конструкции и путаные фразы предвещают начало приступа.
Тот же принцип применили к онлайн-общению. Новостные ленты и чаты в популярных соцсетях дают богатый лингвистический материал для диагностики психических расстройств.
Исследователи проанализировали, что писали в Facebook (запрещенная в России экстремистская организация) пациенты отделения интенсивной терапии. Им удалось определить, кому поставили диагноз «депрессия» без всякой дополнительной информации. Причем точность практически совпала с результатами скрининговых опросов.
Записи, где прослеживалась враждебность, негативные эмоции, чрезмерная озабоченность собой, оказались предвестниками болезни.
Скорость взаимодействия и состояние
Даже по тому, как люди двигают пальцами — печатают, нажимают, листают, прокручивают, — можно судить об их состоянии. Так, перед сильным возбуждением либо маниакальным эпизодом нередко ускоряется взаимодействие с экраном или возрастает скорость печатания. Эти показатели измеряются акселерометром, предусмотренным в большинстве смартфонов.
Одно исследование показало, что среднее время задержки при наборе символов и частота автоисправлений (то есть орфографические ошибки) коррелируют с распространенными симптомами депрессии.
В другом исследовании сравнивались две группы участников: с депрессивными наклонностями и без. В первой группе зафиксировали более длительные интервалы между нажатием и отпусканием клавиш, что говорит о замедленной двигательной реакции либо психомоторной заторможенности, характерной при депрессии.
Что дальше?
Теория, что о психическом здоровье можно судить по истории пользования смартфоном и интернетом, зародилась совсем недавно. Но пока продолжаются опыты, стоит задуматься, что это значит для всех нас. В эпоху тотального контроля данных и цифрового капитализма, когда личная информация отслеживается и собирается в коммерческих целях, мы должны уделять должное внимание проблемам этики и конфиденциальности, связанным с этой технологией.
Мотивы ученых вполне альтруистичны: они стремятся усовершенствовать отрасль охраны психического здоровья. Гипотетически, данные, собранные с телефона в течение дня, очень пригодятся врачам. Или опекунам, которые вовремя заметят тревожные признаки.
Не менее интересная идея — приложение, которое сможет анализировать мысли, эмоции и текущую ситуацию. И уже с учетом этих сведений персонализировать предложения терапевтов и отправлять пользователю.
Информация из смартфона будет ценной для психиатров и психотерапевтов
Другое дело, что та же информация может заинтересовать предприимчивых дельцов. Предположим, некая крупная технологическая компания узнает, что у человека проблемы с психикой, и начинает подсовывать ему рекламу антидепрессантов. Или предлагать услуги терапевта на основании особенностей речи и геолокации.
Кто-то скажет, что это замечательно, ведь у тех, кто нуждается в помощи, появится больше шансов ее получить. А кто-то возмутится беспардонным вторжением в личную жизнь. В любом случае, если до такого дойдет, у пользователей должна быть возможность отключить такую рекламу. Хотя бы потому, что подобные объявления могут спровоцировать или усилить стресс.
Скорее всего, даже лучшие системы цифрового фенотипирования окажутся несовершенными. Не бывает на 100% точных медицинских тестов — вдобавок важно помнить о вероятных злоупотреблениях. Но, как бы то ни было, информация из смартфона будет ценной для психиатров и психотерапевтов.
Пусть на «цифровой след» и нельзя полагаться полностью, он сузит круг возможных причин и в итоге поможет установить диагноз, а также назначить правильное лечение.