Печально, но факт: мы практически разучились слушать друг друга, даже когда дело касается чего-то по-настоящему важного. Так, среднестатистический врач прерывает монолог пациента на 11-й секунде, хотя в среднем на описание симптомов требуется не меньше 29 секунд.
Но главное — мы сами не понимаем, насколько плохо обстоят дела. К примеру, 94% менеджеров, которых их сотрудники оценили как худших слушателей, считают себя хорошими или даже прекрасными в этом отношении.
Уметь слушать — значит не просто меньше говорить. Надо еще задавать уместные вопросы и правильно реагировать на слова собеседника. Как писал Карл Чапек, «слышать — это больше, чем понимать слова». Это значит искренне интересоваться тем, что волнует и увлекает рассказчика, вместо того чтобы сходу давать оценку его действиям или пытаться самоутвердиться за его счет.
Это непросто — слишком уж велик соблазн, не дослушав собеседника, тут же обозначить свое мнение или предложить решение. Этому соблазну стоит изо всех сил сопротивляться. Хотя пациент обращается к врачу именно за помощью и решением, сострадание для него не менее важно, особенно, когда дело касается душевных недугов.
Так ли важно, какой перед нами слушатель?
Когда нас «правильно» слушают, мы лучше себя чувствуем, и это подтверждают эксперименты. Общение с эмпатичным, внимательным слушателем, который не спешит нас судить, снижает наш уровень тревоги и сводит на нет необходимость занимать оборонительную позицию.
Когда нас не упрекают в том, что мы «сами себе противоречим», мы более охотно разбираемся в самих себе, своем отношении к ситуации и свободно делимся своими открытиями.
И так происходит не только тогда, когда мы разговариваем с кем-то один на один, но и при общении в группах. Когда люди, сидя в общем кругу, по очереди высказываются, а остальные внимательно их слушают, то рассказчики чувствуют себя более расслабленными и приходят к более глубоким и интересным выводам — это показали эксперименты, проведенные в правительственных учреждениях, IT-компаниях и в школах.
Как вернуть себе навык слушать?
Психологи рекомендуют практиковаться на тех, общение с кем дается вам наиболее непросто, кого вам бывает трудно понять. Можно сразу объяснить им все как есть: что вы хотели бы прокачать свой навык и для этого вам нужно, чтобы собеседник несколько минут подряд делился своими мыслями, а вы бы молча слушали.
Ваша задача на первых порах — справляться с возникающим импульсом перебить собеседника, возразить ему, объяснить, как «на самом деле» обстоят дела, предложить готовое решение. Просто слушайте и пытайтесь взглянуть на ситуацию его или ее глазами.
В конце концов, как говорил Сократ, «природа наделила нас двумя глазами, двумя ушами, но лишь одним языком, дабы мы смотрели и слушали больше, чем говорили».