Ваш браузер устарел, поэтому сайт может отображаться некорректно. Обновите ваш браузер для повышения
уровня безопасности, скорости и комфорта использования этого сайта.
Обновить браузер
Статьи/Скончался Филип Зимбардо, автор Стэнфордского тюремного эксперимента. Каким он войдет в историю?
Скончался Филип Зимбардо, автор Стэнфордского тюремного эксперимента. Каким он войдет в историю?
Эксперименты Филипа Зимбардо, в частности, Стэнфордский эксперимент по изучению влияния власти и социальной роли, сыграли важную роль в понимании психологии человека. Эти исследования продемонстрировали, как обстоятельства и сохраняемые ролевые ожидания могут кардинально изменить поведение людей, даже тех, кто изначально имеет высокие моральные убеждения.
Филип Зимбардо — социальный психолог, который стал известен на весь мир благодаря своей научной деятельности и невероятным экспериментам, пролившим свет на грани человеческой натуры. За выдающиеся и порой противоречивые заслуги ученый удостоился не только золотой медали Американского психологического фонда, почетной докторской степени Университета SWPS в Варшаве, но и шуточной Шнобелевской премии по психологии.
Филип Зимбардо прожил долгую жизнь — в марте ему исполнился 91 год. Скончался он 14 октября 2024 года, находясь у себя дома в Сан-Франциско.
Стэнфордский эксперимент: суть и значение в истории психологии
В 1971 году Филип вместе с единомышленниками создал имитацию тюрьмы, куда поместил 24 добровольцев. Участники были студентами примерно одного возраста, все отличались хорошим психологическим и психическим здоровьем, а также физическим состоянием, и отсутствием опыта криминального взаимодействия.
Эксперимент задумывался как проект длительностью 14 дней. Спустя ровно шесть суток Зимбардо остановил эксперимент, так как тот начал принимать пугающие формы, отмечает психолог Марина Гринвальд. Было зафиксировано, что взаимоотношения «заключенных» и «надзирателей» стали не просто враждебными, но и опасными.
Как утверждал позднее сам Зимбардо, с каждым днем студенты, выполняющие роль «надзирателей», становились все более похожи на своих персонажей по поведению, мышлению и проявлениям актов агрессии
Студенты, выполняющие роль «заключенных», постепенно начали проявлять депрессивные признаки: у них прослеживалось подавленное настроение, пассивность, подозрительность и недоверие.
Пять из двадцати четырех «заключенных» довольно быстро достигли апогея тревожности. Они неконтролируемо плакали, вели себя непредсказуемо, кричали. Первого участника эксперимента «вызволили» уже через 36 часов.
Согласно исследованиям, агрессия является защитной реакцией психики на негативные внешние обстоятельства. Поэтому поведение «заключенных» можно было прогнозировать. Перемена социальных привычек у участников-надзирателей была неожиданной и привела к новому направлению исследований, которые раскрывают феноменологию личностных особенностей студентов, склонных к манипулированию другими.
Интересно, что сам Зимбардо, принимающий непосредственное участие в своем эксперименте в качестве тюремного начальника, будто бы на время перестал быть психологом и замечать акты агрессии и насилия, которые проявляли его «подчиненные». Позже учеными будет рассмотрена модель внутреннего конфликта в гуманистической психологии личности, показывающая и объясняющая во многом Стэнфордский эксперимент из позиции осознания индивидом негативного «Я-образа».
Насколько научен эксперимент Зимбардо по современным меркам?
Несмотря на то что данный эксперимент продемонстрировал, что среда и аспекты внешнего мира влияют на поведение человека, есть ряд факторов, не позволяющие считать эксперимент полноценным и научно обоснованным, предупреждает Марина Гринвальд. Среди них:
Неэтичность. Исследования показали, что во многом были нарушены базовые права участников эксперимента и основы научного исследования. К примеру, участники не были проинформированы в достаточной степени о подробностях эксперимента. Они не давали согласия на подобные действия. Не были оповещены о деструктивных последствиях, оказывающих влияние на психику, и не давали согласия на насильственный неожиданный арест. Важно сказать о том, что студенты-участники, выступающие в роли заключенных, были без предупреждения арестованы в неожиданный момент, а не пришли на порог кафедры. Тем самым были размыты рамки и границы, что является недопустимым и опасным. Кроме того, это поставило одних участников в уязвимую и незащищенную позицию, а других — в противоположную.
Нечестность. Позже участники говорили о том, что имитировали эмоции, к примеру — приступы страха или отчаяния, чтобы поскорее выбраться из макета тюрьмы.
Фальсификация. Участники в различных интервью говорили о том, что кто-то намеренно подстраивал свое поведение для того, чтобы эксперимент состоялся.
Неполноценность выборки. Дело в том, что существуют правила сбора данных и критерии по выборке для эксперимента. 24 студента — это нерепрезентативная выборка ввиду того, что все участники были студентами вуза, представителями среднего класса, белыми мужчины от 20 до 25 лет. Это слишком узкий срез, не позволяющий делать выводы и применять полученные результаты ко всем слоям населения.
В мире научной психологии ряд исследований и разборов, однозначно утверждает, что Стэнфордский эксперимент является примером «дефектного исследования». Несмотря на позицию научного сообщества автор эксперимента спокойно относится к критике. Со слов Филипа, основной идеей его опыта было показать то, как ситуативные изменения влияют на поведение людей, открывая в них новые, как негативные, так и позитивные стороны.
Значение фигуры Филипа Зимбардо для психологии
Тем не менее, работы Филипа Зимбардо в очередной раз доказали, что на человека влияют не только природные факторы, но и социальные. Тюремный эксперимент — доказательство того, что обычные люди могут превратиться в агрессоров или жертв, просто попав в соответствующую роль, отмечает психолог Кристина Егорова.
Этот эксперимент показал силу социального давления на человека
Еще больший вклад Зимбардо внес благодаря своей книге. Его переведенная на русский работа «Эффект Люцифера» углубила понимание того, что любой из нас, даже будучи добропорядочным человеком, может оказаться на «темной стороне», если обстоятельства окажутся сильнее личных убеждений. По мнению исследователя, граница между добром и злом порой очень тонка, и в своей книге он объясняет, в чем это проявляется.
Значимость его работы заключается не только в научных выводах, но и в том, что он побудил каждого из нас задуматься о наших возможностях в экстремальных условиях.
Он говорил о том, что зло может быть порождено обществом и ситуацией и что поведение зависит от контекста, в котором мы находимся
Филип Зимбардо, при всем противоречии его фигуры, помог понять, что все начинается с самого человека, а именно с его собственного понимания и контроля своих собственных мыслей и реакций. Ведь если не делать на этом акцент в жизни, то человек может поддаться агрессии, тирании и несправедливости. Его вклад оставит глубокий след не только в психологии, но и в жизни в целом, напоминая о критической важности нравственного выбора — не только когда вы оказываетесь «надзирателем», но и когда вы занимаетесь наукой.