В поле общения психотерапевта с клиентом существует много возможностей для злоупотреблений. Абсолютно недопустимые нарушения профессиональной этики хорошо известны: cекс с клиентом, использование связей клиента, общение с ним не по поводу его терапии. Есть зоны общения, где нарушения этических норм не так очевидны: например, цена за психотерапевтическую помощь.
Эта помощь не может быть бесплатной: бесплатное оказание помощи переводит ситуацию общения психотерапевта и клиента в поле профанных советов, «вынимает» ее из профессии. Кроме того, в этом случае психотерапевт оставляет клиента в неоплатном долгу, привязывает к себе благодарностью и одновременно создает много возможностей для дискредитации своей деятельности. Словом, не брать денег за свою работу безответственно.
Тогда какова цена за услуги? Как она формируется? Кроме рыночной составляющей здесь есть и этическая. Обозначая свою цену, помогающий специалист сообщает разнообразную информацию, в том числе о своей самооценке.
Риск нарушений этики особенно велик у тех, кто работает в одиночку, не включен в профессиональную «стаю»
Тот, кто берет очень дорого за консультацию, как бы сообщает: «Я дорогой, потому что востребованный, а востребованный, потому что эффективный». Другое послание: «Бедных прошу не беспокоить». Однако, работая только с богатыми, он теряет квалификацию: надежный профессиональный опыт приобретается в процессе систематической, обширной и разнообразной практики. Ответственный помогающий специалист должен быть доступен для всех. Для этого в профессиональных сообществах существует ряд механизмов.
Плавающая ценовая шкала
С кого-то можно брать больше, с кого-то — меньше, в зависимости от возможностей клиента. Цена должна быть ощутимой, но не разорительной. При этом нужно понимать, что психотерапевтический проект длится несколько месяцев, а средняя частота встреч — раз в неделю, поэтому для клиента на какое-то время психотерапия станет постоянным расходом.
Бесплатная помощь
Психотерапия как практическое знание требует постоянного повышения квалификации. Главный инструмент обучения — наблюдение за работой старшего коллеги. Очень ценна возможность анализировать не отдельные сеансы, а весь случай с начала и до конца. Клиенты, которые соглашаются получать помощь на таких условиях, получают ее бесплатно.
Доступная помощь
Молодые коллеги практикуют под наблюдением более опытных, получая супервизии своих случаев. За свою работу они берут небольшой гонорар, при этом ошибиться им не дадут.
Риск нарушений этики особенно велик у тех, кто работает в одиночку, не включен в профессиональную «стаю». Нередко это самозванцы. Если они не постеснялись присвоить себе профессиональную принадлежность, то уж заломить цену им точно ничто не помешает, пока есть те, кто готов платить.