История Джейсона Паджетта
Жизнь продавца мебели в штате Вашингтон была вполне обыденной. Джейсон не имел особенных талантов и вообще редко интересовался наукой или, тем более математикой. Но в 2002 году около бара на него напали и жестоко избили.
После травмы головы у Паджетта появились необычные симптомы: мужчина стал видеть мир вокруг в виде геометрических узоров. Каждый объект трансформировался в сложные математические формы и фракталы.
Джейсон не галлюцинировал, но его мозг автоматически и непроизвольно анализировал геометрические и математические структуры всего, что попадало в поле его зрения.
Способность мужчины заинтриговала многих ученых. Врачи предположили, что удары по голове вызвали изменение в работе мозга: в частности, активировали правый теменно-затылочный узел, который отвечает за обработку изображений и пространственное восприятие.
После травмы Паджетт начал самостоятельно и с помощью специалистов изучать математику, чтобы лучше понять язык, на котором его мозг теперь «говорил» с ним
А еще Джейсон начал рисовать — создавать детальные рисунки, точно отображающие математическую природу его наблюдений.
Рисунки стали педагогическим инструментом для объяснения сложных математических концепций. А сам подробно задокументированный случай оказал огромное влияние на понимание адаптивности человеческого мозга и возможные способы терапии. Джейсон, кстати, написал книгу под названием «Struck by Genius: How a Brain Injury Made Me a Mathematical Marvel», в которой описал свой опыт и научное объяснение новоприобретенных способностей.
Синдром саванта
История Джейсона Паджетта — это редкий пример внезапного синдрома саванта.
Сам же синдром саванта — это довольно редкое состояние, при котором имеющий серьезные когнитивные ограничения, расстройства аутистического спектра или неврологические расстройства человек проявляет удивительные способности в довольно узких областях.
«Человек дождя»
Самый известный пример синдрома саванта — Ким Пик, который стал прототипом персонажа Реймонда Бэббита (в исполнении Дастина Хоффмана) в фильме «Человек дождя» (1988).
Ким обладал феноменальной памятью и способностью читать две страницы книги одновременно (одним глазом каждую страницу), запоминая около 98% всей прочитанной информации. Мужчина изучал историю, литературу, географию, музыку, и математику. Особенно ему нравилась история США — Пик мог подробно рассказать о каждом периоде, называя точные даты и биографические детали.
В медицинском плане способности Кима Пика были следствием отсутствия мозолистого тела, важной структуры, которая соединяет два полушария мозга. Это состояние приводило к тому, что его полушария функционировали более независимо друг от друга, чем у нас с вами. Это, по мнению исследователей, которые продолжили работать с его мозгом и после смерти в 2009 году, и активировало необычные когнитивные способности.
Синдром может проявляться в широком спектре — от «савантов-талисманов», которые показывают удивительные таланты, но при этом имеют значительные когнитивные нарушения и испытывают трудности в социальной адаптации, до «высокофункциональных савантов», которые могут вести вполне независимый образ жизни. Хороший кинопример именно такого высокофункционального саванта — доктор Шон Мёрфи, молодой хирург с аутизмом, герой сериала «Хороший доктор» («The Good Doctor»).
Почему так происходит?
Точные причины синдрома саванта, как и синдрома внезапной гениальности, до конца не изучены: примеров не очень много.
Есть
Да я тоже так хочу!
Синдром внезапной гениальности действительно может проявляться в различных формах: от появления музыкальных способностей до способности рисовать высокоточные иллюстрации. Интересно, что таланты часто развиваются у людей, которые до травмы не проявляли ровно никакого интереса или результатов в этих областях.
Мозг действительно начинает работать иначе после повреждения
Вот только «иначе» означает высокую долю вероятности, что вместо феноменальной памяти или таланта рисовать пейзажи вы разучитесь разговаривать, делать покупки или пользоваться вилкой и ложкой.
Более того, травмы мозга часто сопровождаются хроническими болями, проблемами с памятью, изменениями в личности и поведении, что значительно снижает качество и продолжительность жизни.
Перед нами не способ стать гением без усилий, а очередное напоминание о сложности и хрупкости нашего мозга. Исследования таких редких синдромов помогают ученым лучше понять, как работает человеческий мозг, и разрабатывать новые подходы к реабилитации после неврологических травм.
Эксперт Центра толерантности Еврейского музея, педагог-психолог