Свидетели гуру
Духовные поиски — занятие благородное, так же как любознательность и желание расширить кругозор. Но на этом пути нередко подстерегают ловушки. Этими историями поделились люди, которые столкнулись с синдромом гуру.
История №1
У меня были проблемы в семье. Ляпнул об этом коллеге, и он меня вытащил на лекцию (или проповедь?) человека, которого считал чуть ли не просветленным. Это была смесь из идей буддизма, индуизма, христианства и какой-то эзотерики. Мне все это показалось скучным и поверхностным. Но удивительно, что люди из зала буквально поклонялись этому человеку.
История №2
Как-то я решила углубить свой духовный опыт, съездить в ретрит. Это было очень интересно — несколько раз в день нам читали лекции. Было о чем подумать. Но неприятно поразило в самом конце, когда люди стали выходить и нести ему деньги, подарки, петь песни и всячески боготворить.
Самое странное — хотя я не разделяла их чувств, но, когда весь зал встал в каком-то порыве восторга, у меня на глазах тоже появились слезы
А голос разума говорил: что тут происходит, что за идолопоклонничество? Остался неприятный осадок, как будто важные, правильные слова из его лекций были омрачены этим обожанием.
История №3
Пару лет назад ходила на йогу, она называлась необычно — и записаться туда получилось не с первого раза, все ждали какого-то особенного гуру. Не буду упоминать ни названия, ни имени того, кто вел встречи. Но это все больше напоминало какую-то секту. Все смотрели ему в рот, он любовался собой и много поучал: про веру в себя, свет и открытое сознание. А когда я делала асаны, поправлял и как бы случайно касался груди.
Сначала решила — показалось, даже стыдно было, что так подумала. Не буду врать — тоже хотела, чтоб это был мой гуру, который поможет стать сильнее внутренне. Но потом одна девушка похвасталась, что он допустил ее к себе — переспал, в общем. Думаю, что она там такая не одна была…
Опасности поклонения
Нередко сами последователи буквально творят себе кумира. В погоне за особенным опытом и яркими ощущениями люди склонны возвышать и идеализировать фигуру того, кого выбрали учителем. Всецело доверяя ему даже свою жизнь, они могут переживать действительно приятное чувство единения с некой могущественной опекающей фигурой. И фигура эта — родительская.
Освобождаясь от груза взрослой ответственности, в том числе и за собственную жизнь, человек растворяется в едином «мы» с неким совершенным существом. Это дарит ощущение безопасности, безмятежности и глубокой преданности. Так младенец сливается с заботящейся и контролирующей его жизнь матерью.
Подобный инфантильный нарциссизм нередко принимается людьми за просветление, но, выдавая желаемое за действительное, они теряют способность критически мыслить
В слиянии размываются границы, и люди с принятием относятся к тому, что посчитали бы недопустимым в другой ситуации. Они расстаются с деньгами и имуществом, позволяют наносить себе удары или заниматься сексом, иногда групповым.
Искушение властью
Испытание славой или обожанием последователей — серьезная проверка для того, кто берет на себя смелость и ответственность учить людей и вести их за собой. Следуя за духовным лидером, мы обычно априори ожидаем от него высокого уровня нравственности и определенной чистоты.
Однако за редчайшим исключением мы имеем дело с человеком, наделенным человеческими слабостями. И чаще всего в роли проповедников и учителей выступают личности с высокой долей нарциссизма.
Всеобщее обожание и безграничная преданность, как правило, развращают. Человек, которого все убеждают в его исключительности и совершенстве, может искренне в это поверить.
Поднимаясь над остальными, он теряет нравственные ориентиры и позволяет себе воспользоваться властью и доверием окружающих для удовлетворения материальных, сексуальных или иных потребностей
Вовсе не все духовные учителя злоупотребляют своим авторитетом. Однако, став центром духовной общины, многие не могут удержаться от соблазна. И даже искренне верят, что достигли пробуждения. С момента образования вокруг гуру поклоняющихся ему учеников начинает работать система, при которой поклонение усиливает его ощущение власти.
Традиция отношений духовного гуру и учеников в Индии и странах Восточной Азии имеет древние корни. Обоснована он тем, что на пути начинающего встречается много подводных камней, и преданность учителю вместе с мудростью последнего помогают преодолеть препятствия и достичь просветления. Однако, перейдя вместе с модой на восточные практики в мир западной культуры, эта концепция зачастую превращается в препятствие на духовном пути.