Синдром домохозяйки: истерия, депрессия, алкоголизм
Фото
Shutterstock/Fotodom.ru

История Ольги

Несколько лет назад ко мне обратилась клиентка с неясным запросом, потому что у нее было все и не было ничего.

Ольга, назовем ее так, страдала приступами отчаяния, заканчивающимися обычно нестерпимой душевной болью. Порой ей казалось, что единственным способом избавиться от отчаяния и боли был суицид. Смерть не приносит боли, боль приносит сама жизнь.

Но подрастают сыновья, рядом заботливый муж. Дом полная чаша. Путешествия, театры, выставки. И все как будто бы понарошку, как будто бы декорации в трагикомедии, в которой она играет роль прислуги.

Готовка, уборка, чистка унитазов на каждом этаже дома… Пеленки, памперсы, выгул собак. Грязь и нечистоты членов семьи. Где-то в сейфе бриллианты, которые она достает перед «выходом в свет», — словно короткие вспышки, которые лишь подчеркивают ее никчемность, ненужность. Нет подруг, никаких контактов с соседями, муж вечно в бизнесе.

Что не так?

Часто женщины обращаются к психотерапевтам, чтобы понять причины дискомфорта, тоски, отчаяния и душевной боли.

Причины подобных симптомов могут быть разными. От вытесненных в подсознание детских травм, сексуальной неудовлетворенности, измен мужа, которые он тщательно скрывает, но женская душа все понимает и посылает сигналы тревоги, которые могут считываться как отчаяние или душевная боль.

Но в данном случае причиной эмоционального дискомфорта и суицидальных настроений стала боль непрожитой жизни

Так часто случается. Женщина создает семью, не до конца понимая, в чем заключается ее индивидуальность, уникальность судьбы. Каково ее предназначение, помимо гендерных ролей. Мы не можем прожить свою жизнь, когда нет контакта с подлинным Я. Вместо него есть ложное. Соответственно, с ложным Я не могут вступить в общение окружающие люди.

Истерия

Как выяснилось позже, приступы отчаяния у Ольги часто заканчивались истерикой.

Зигмунд Фрейд видел причины женской истерии в «бешенстве матки». Карл Юнг и его последователи — в гипертрофированном Эросе, не усмиренном внутренним мужчиной — Анимусом. Альфред Лэнгле, экзистенциальный психотерапевт, ученик Виктора Франкла, считает, что основная причина истерии — боль непрожитой жизни.

Психодинамическая основа истерии — выход подавленной сексуальной и агрессивной энергии на вербальный уровень.

Фрейд писал о необходимости сублимации сексуальной энергии для того, чтобы справиться с приступами истерии. Постъюнгианец Эндрю Самуэлс говорит о конструктивной канализации подавленной агрессии как необходимом условии индивидуации человека в современном мире.

Подавленная агрессия

Депрессия стала одним из самых распространенных заболеваний нашего времени. В устном сообщении на одной из конференций конференции Самуэлс говорил, что 65% страдающих депрессией составляют женщины. Именно по причине подавления агрессии согласно гендерным предписаниям воспитания.

Я считаю, когда масса подавленной агрессии становится критической, происходит «взрыв» — истерика. Срабатывает «предохранительный клапан»

Если такового не происходит, домохозяйка может медленно, но верно скатиться в бытовой алкоголизм или депрессию, срывать зло на близких. Если и такового не происходит, негативная энергия может трансформироваться в заболевание.

В случае Ольги имели место все вышеназванные причины. Поэтому векторами терапии стали:

  • возвращение секса в семью,

  • контакт с агрессией с целью дальнейшего конструктивного, цивилизованного предъявления окружающим, в первую очередь близким

  • и формирование новой Я-концепции.

Шаг за шагом мы погружались в глубины подсознания Ольги, чтобы женщина могла вынырнуть совершенно в новом качестве, где помимо ролей мамы, жены, дочери есть творчество, друзья, фееричный секс с мужем. И самое главное — мир, который любит и принимает ее, такой какая она есть на самом деле. Потому что она наконец-то принимает себя!

Быть для других?

Альфред Лэнглэ считает, что истерия — это страдание, которое происходит в пространстве между «быть собой» и «быть для других». Человек может быть самим собой только тогда, когда он в контакте со своим подлинным Я. Если он видит и понимает себя, его видят и понимают другие.

Истерик не видит себя, ему нужны другие люди как зеркала. Но если нарциссу они служат для отражения его великолепия, для истерической личности — чтобы ощущать себя живым.

Истерическая женщина в своем личностном развитии пережила мало встреч. И прежде всего не случилось главной встречи с матерью в младенчестве во время кормления грудью. Плач мог быть единственным способом получения материнского внимания.

Девочку, мою клиентку, много обижали, ранили, не замечали. Она привыкла «сливаться с обоями», чтобы ее не попрекали куском хлеба или мыла. Эта девочка-чернавка привыкла ощущать себя бедной родственницей в доме состоятельных родственников, и это ощущение принесла уже во взрослую жизнь, бессознательно идентифицируя себя с прислугой в своем же доме, где могла быть полноценной хозяйкой.

Только слезами и криком Ольга могла заявить о себе членам семьи, чтобы с ней начали считаться, хотя бы из-за страха оказаться в эпицентре ее истерики

Соглашусь, что это не самый эстетичный способ, особенно для женщины, заставить себя уважать. Но альтернативой может стать бытовой алкоголизм, когда отчаявшаяся домохозяйка организует в разных местах заначки спиртного, чтобы заглушить боль несостоявшейся жизни алкоголем. Такое тоже не редкость.

Не секрет, что большинство пациентов клиники неврозов составляют опять же женщины…с депрессией. Один день похож на другой. Секс с опостылевшим мужем, неблагодарные дети. Ты всем должна, тебе никто и ничего. Посмотрите фильм «Воспитание жестокости у женщин и собак» (1992 г.). Эпизод в клинике неврозов с героиней Лидией Федосеевой-Шукшиной очень показателен в этом смысле.

У домохозяйки случается истерика, чтобы заявить о себе близким, что она личность, а не бесплатная круглосуточная прислуга. Но для того, чтобы заполучить внимание окружающих, она часто прибегает к манипуляциям, и именно это препятствует подлинным встречам уже во взрослом возрасте.

Часто такие подлинные встречи случаются уже только в кабинете психотерапевта.

Психотерапевт, кандидат психологических наук, автор книг по женской и детской психологии «Жила-была девочка, сама виновата», «Проективная методика исследования личности ребенка "Расскажи историю"»

Психотерапевт, к.пс.н., автор книг по женской и детской психологии «Жила-была девочка, сама виновата», «Проективная методика исследования личности ребенка „Расскажи историю“», «Как перестать быть жертвой и превратить свои ошибки и недостатки в достоинства»

Личный сайт