Термин «неврастения» придумал в 1869 году американский врач Джордж Миллер. Он считал, что это болезнь городских обитателей, работников умственного труда, — таким образом они расплачиваются за жизнь и работу в условиях стремительно усложняющегося общества.
C тех пор повышенная нервная возбудимость уже давно стала обычным явлением. Сегодня мы, вероятно, живем в самую тревожную эпоху из всех. Психолог Роберт Лихи вынес следующий вердикт: «У среднего старшеклассника в наше время такой же уровень тревожности, как у среднего пациента психиатрической клиники 1950-х годов».
Журналист Скотт Стоссел посвятил феномену тревожности целую книгу — «Век тревожности». Он признает: да, сегодня нас захлестнула настоящая эпидемия тревожных расстройств. Но если разобраться, само по себе это качество на так уж плохо. Способность переживать из-за опасностей развилась у нас в процессе усложнения мозга. Без нее мы бы не смогли выжить и защитить себя.
Стоссел предлагает пойти дальше и задуматься: а что, если избавление от тревожности невозможно без потери каких-то важных преимуществ? «Моя тревожность бывает невыносимой, — признается он. — Она доставляет мне немало страданий. Но, может быть, в каком-то смысле это дар или обратная сторона монеты, которую не надо торопиться разменивать».
1.Тревожность — болезнь поэтов, художников и артистов
Подлинное искусство невозможно без душевных страданий — эта мысль встречается еще у Аристотеля. Способность улавливать тончайшие оттенки настроений, смысла слов, нюансов художественных образов — за все это часто приходится расплачиваться бессонными ночами, полными сомнений и самоуничижения.
При этом многие великие люди, страдавшие тревожностью, находили в ее проявлениях источник вдохновения. Например, Вуди Аллен сделал свой невротический темперамент фирменной изюминкой. А для некоторых хрупкость нервной системы стала поводом заняться самоанализом и научиться ее контролировать. «Воспитание чувств» стало одним из главных пунктов этического и философского кредо Джона Стюарта Милля, как признавался он сам.
2.Высокая тревожность часто сопровождает высокий интеллект
Согласно оценкам психолога Дина Симонтона, склонность к повышенной тревожности имелась у трети выдающихся ученых. Он предполагает, что в основе повышенной нервозности и склонности к нестандартному мышлению лежат одни и те же механизмы.
Беспокойство заставляет нас постоянно требовать от себя большего, искать более совершенные решения, критиковать себя. Конечно, доведенная до абсурда, нервозность может совершенно задавить в нас стремление рисковать и идти навстречу новому. «Тревожность сама по себе не сделает нас нобелевским лауреатом, поэтом или ученым, — подчеркивает Скот Стоссел. — Но если обуздать свой тревожный темперамент, он может помочь нам в работе».
3.Тревожные работники — самые надежные
Психолог Джером Каган, изучавший тревожность больше полувека, считает тревожных людей ценными сотрудниками. Он описывает их как «добросовестных и маниакально дотошных». Невротикам свойственны повышенная вдумчивость, целеустремленность и организованность. Они склонны взвешивать последствия своих поступков. Они редко идут на неоправданные риски, к тому же тщательно заботятся о своем здоровье.
4.Тревожные люди хорошо ладят с другими
Философы Чарльз Сандерс Пирс и Джон Дьюи полагали, что нежелание испытывать такие неприятные ощущения, как стыд и вина, служило психологическим стимулом вести себя в соответствии с нормами морали. Боязнь показаться неловкими или нарваться на грубость заставляет тревожных людей быть вежливыми и предупредительными. К тому же можно рассчитывать на то, что они будут хранить верность партнерам в браке.
5.Тревожные люди реже «влипают» в истории
От тревожных людей мы вряд ли услышим захватывающие рассказы о поездках автостопом через несколько континентов или опасных трюках на высоте. Зато у них меньше вероятность погибнуть от несчастного случая или получить увечья в драке.
В отличие от экстремалов, их нервная система более чувствительна к возбуждению. Если среди тревожных людей встречаются канатоходцы или каскадеры, можно не сомневаться: они не станут исполнять трюк, если сами не уверены в своей подготовке на 100%.
6.Тревожность помогает добиваться успеха
Кажется, что успех и тревожность — несовместимые качества. Но это не совсем так. Нам только кажется, что самые уверенные в себе и импульсивные люди идеально подходят на роль лидеров.
Нейропсихолог Джереми Коплан считает, что руководителям сегодня как никогда нужны такие качества, как осторожность, склонность к глубокому анализу проблемы и придирчивость к исполнению задачи. Стоссел напоминает: финансовый кризис 2008 года не в последнюю очередь был вызван беспечностью главных игроков, которые в погоне за прибылью забыли об осторожности.