О чем сериал «Олененок»?
Без малого 30-летний шотландец Донни Данн (Ричард Гэдд) в 2015 году переезжает в Лондон, чтобы там построить карьеру в стэндапе. Но пока он выступает с номерами а-ля Геннадий Ветров 1990-х гг. (со странным реквизитом, шумовыми эффектами и переодеваниями) и, мягко говоря, не собирает залы, ему нужно где-то работать. Барменом в рядовом пабе Кэмдена, не самого престижного, но и не захолустного района британской столицы.
Однажды в паб заходит полноватая женщина (Джессика Ганнинг), которую Донни угощает чаем за счет заведения. Та смотрит на юношу широко распахнутыми глазами и принимается рассказывать историю всей своей жизни: ее зовут Марта и ей 42, она работает юристом, но сейчас у нее нет денег, она виделась и вела дела с самыми выдающимися людьми Британии, включая парочку премьер-министров. Марта начинает каждый день приходить в паб к Донни, тот наливает ей диетическую колу, женщина осыпает героя комплиментами и тараторит без умолку — кажется, у начинающего комедианта появляется первый поклонник!
Постепенно милая болтовня превращается в навязчивую коммуникацию
Дамбу по-настоящему прорывает, когда Марта узнает адрес электронной почты Донни: тот начинает получать по сотне имэйлов в сутки, многие из которых содержат непристойные намеки. Бармен-стэндапер пытается как-то дистанцироваться от Марты и прекратить общение, но патологическая неспособность говорить «нет» и выставлять личные границы лишь затягивает героя в паранойю. А Марта становится все агрессивнее, называет Донни «олененком» и грозит не отстать от него никогда.
Чем примечателен сериал?
Стартуя как «барный ситком», «Олененок» уже ко второму эпизоду разгоняется до триллера, а на экваторе (4 серия из 7) совершает разворот чуть не на 180 градусов в сторону мощной психологической драмы о цене успеха. В какой-то момент «кошки-мышки» в сюжете сменяются ходами в духе «Маленькой жизни» Ханьи Янагихари или «Коня БоДжека»: что еще может произойти с человеком, мечтающим о славе и успехе? С какой жестокостью еще он столкнется и в какие темные глубины собственной души опустится?
В основе «Олененка» — подлинная история исполнителя главной роли, автора сценария и шоураннера Ричарда Гэдда. Он подсчитал, что «настоящая» сталкерша
Сталкинг в фильме показан пугающе, и легко можно увидеть, какие действия главного героя провоцируют Марту и закручивают спираль интриги. Вот здесь Донни пробует перехитрить Марту, но та, уже сидевшая за преследование другого человека, опытный боец — и переигрывает бармена-стэндапера. Вот тут Донни не решается резко отказать Марте в чем-то, мямлит неразборчиво — и получает еще более откровенные сообщения. А вот и вовсе зачем-то показывает коллегам переписку со сталкершей — и их не слишком безобидный пранк лишь отягощает положение.
Глядя на хаотичные попытка Донни Данна выпутаться из ситуации, испытываешь «испанский стыд» — пожалуй, сродни тому, на котором держится сериал «Офис». Иногда так и хочется зажмуриться, выкрикнуть: «Да что же ты творишь-то, нет!» — но любопытство гонит, гонит тебя смотреть даже и упиваться падением героя. И бояться за него одновременно.
Ричард Гэдд, рассказывая историю в жанре автофикшн, не боится показаться глупым, жалким, слабым — и эта искренность подкупает зрителя. Чтобы рассказать эту историю, ему, глупому-жалкому-слабому, нужны недюжинная смелость и глубочайшая проработка всей ситуации со сталкингом. Сам процесс рассказывания этой истории становится для Гэдда терапевтичным: ведь еще до сериала его карьера комедианта пошла в рост благодаря тому, что он отказался от номеров с бутафорией в пользу исповедей со сцены. Собственно, его моноспектакль «Олененок», с успехом шедший на стэндап-площадках Лондона, и лег в основу сериала от Netflix.
За первые две недели «Олененка» посмотрели более 13 миллионов человек, и это число еще очевидно возрастет
Заслуженно: сериал, будучи местами смешным, а по большей части страшным, блистательно раскрывает механику насилия и «груминга», извращенную логику сталкеров, а также душевные метания человека, тщащегося добиться успеха. Исповедь Ричарда Гэдда — удалась.