«Счастливы только дураки»: почему мы предпочитаем любовные драмы с трагическим финалом?

Кадр из фильма «Привидение»

Фото

Соцсети

Ведь логично было бы радоваться счастливым концам и избегать трагедий. Но нет. Мы охотно рыдаем над Ромео и Джульеттой, горюем с Хатико и чувствуем странное удовлетворение от «мрачного» финала сериала. Удивительно, но именно трагедия вызывает в нас ощущение завершенности, будто страдание добавляет смысл.

Но почему же трагические финалы мы считаем более «достойными»? И не потому ли мы не можем радоваться отношениям, в которых все спокойно? Это вопрос не только о вкусах, но и о том, как работают наш мозг, культура и даже коллективная память.

Психолог Анна Макарчук и писатель Константин Образцов разбираются в лабиринтах драмы по следам табу-тока «Хлеба и зрелищ: почему нас привлекают чужие страдания?», который прошел в Еврейском музее и центре толерантности при поддержке Psychologies.

Биология трагедии: почему страдание сильнее счастья

Если бы наш мозг мог выбирать, он бы предпочел драму комедии. И не потому, что ему нравится страдать, а потому что он так устроен.

Эмоциональная боль активирует гораздо больше областей мозга, чем радость. Это эволюционное наследие: наши предки могли позволить себе радоваться, только когда их жизни ничего не грозило. А вот боль или угроза требовали немедленного внимания и включения. Попробуйте перечислить известные вам позитивные эмоции. А теперь — негативные. Видите, негативных эмоций больше. Ведь именно они когда-то помогали выжить нашим предкам: страх заставлял избегать опасности, ярость — защищаться, паника — убегать, грусть — надолго запоминать жизненные уроки.

Трагедия на сцене или в жизни цепляет нас сильнее, потому что для мозга это сигнал: «Что-то пошло не так! Разберись, или разбираться будет некому».

Грустное запоминается лучше

Негативные события оставляют более глубокий след в памяти, чем позитивные. Ученые называют это «негативным уклоном» мозга: он буквально запрограммирован фиксировать грустное, чтобы извлечь из этого уроки. В этом контексте трагический финал — это не просто конец истории, это «урок», который мозг старательно записывает.

Мы уходим из кино или закрываем книгу, думая не только о героях, но и о себе: «Как бы я поступил(а)?» или «Чего мне стоит избегать?». И ответ чаще всего находится: «не додумывать, а решать проблемы словами», «не делать опрометчивых выводов», «не спускаться в темный подвал, когда вы посреди леса и в заброшенном доме».

«Счастливы только дураки»: почему мы предпочитаем любовные драмы с трагическим финалом?

Кадр из фильма «Ромео и Джульетта»

Фото

Соцсети

Счастье — это всегда немного утопия

Оно требует усилий, а иногда кажется даже искусственным. А вот грусть приходит естественно, как дождь в Петербурге. Трагедия на сцене или в книге воспринимается как отражение реальной жизни, где не все заканчивается хорошо. Так правильно! Так… ну, логично. Нам с детства объясняли, что мир — не поляна с бабочками. Наш мозг любит правдоподобие, и страдание кажется ему честным.

Страдание и привилегия анализа

Боль и трагедия дают возможность разложить эмоции по полочкам. Радость не заставляет нас задумываться (очень зря, но это отдельный разговор): она просто есть. А вот грусть провоцирует вопросы: «Почему?», «Что это значит?», «Что будет дальше?» Мы размышляем, и это размышление дает нам глубину. Это же объясняет, почему «культурные трагедии» остаются в памяти на десятилетия: мы переживаем их как собственный опыт.

Трагедия не просто удерживает наше внимание — она заставляет нас смотреть внутрь себя

Возможно, поэтому мы снова и снова выбираем страдания, вместо того чтобы радоваться хеппи-энду. Ведь грусть, как ни странно, делает нас людьми.

«Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему» — собственно, эта цитата из «Анны Карениной» объясняет, отчего литература, как правило, работает со страданием и несчастьем: оно оригинально и самобытно, а счастье — банально.

Предметом литературы никогда не становилась обыденность, художник исследует если не только исключительное, но почти всегда необыкновенное, и даже то, что может представляться заурядным и житейски обычным, в литературном произведении становится значимым. Так устанавливается смысловая связь между обыденностью и скукой обывательского счастья с одной стороны, и романтической исключительностью страдания — с другой. Ведь даже Мастер и Маргарита в итоге обретают счастье не в подвальчике, но в посмертном покое.

«Счастливы только дураки»: почему мы предпочитаем любовные драмы с трагическим финалом?

Кадр из фильма «Мастер и Маргарита»

Фото

Соцсети

Счастливый финал и его репутация

Счастливые финалы в литературе и кино часто встречают снисходительные взгляды: «Слишком просто», «Слишком предсказуемо», «Ага, конечно, простила она его! Через год уже разбегутся». Мы склонны считать их менее интеллектуальными, чем трагические развязки, и порой даже стыдимся того, что они приносят нам радость.

«Подозрительно вы счастливые…»

Счастливый финал часто воспринимается как «слишком правильный». Мы привыкли видеть жизнь как борьбу, где хорошее достается с трудом, а значит, финал, где все получают желаемое, кажется искусственным.

Наш мозг ищет драму — ведь она подсказывает, что за простыми радостями кроются сложности. Трагический конец подтверждает наши страхи о непредсказуемости жизни, а вот счастье требует веры, что все действительно может быть хорошо. И эта вера — вряд ли «естественное» состояние.

Культурное наследие трагедии

Отчасти это наследие культуры трагического, которая пришла к нам из античного театра. Центральной частью трагической поэтики является катарсис — высшая точка страдания, потрясение, своего рода смерть, через которую нужно пройти, чтобы выйти на новый этап жизни, достичь просветления или же возродиться.

Максима «пострадать надо» имеет гораздо более древние корни, и истоки ее не в великой русской классике. Собственно, концепция возрождения через смерть пришла в греческую трагедию из ее культурных истоков, древних мистерий, в основе своей восходящих к аграрным праздникам, основу которых составляло символическое осмысление круговорота жизни и смерти: так брошенное и погребенное в земле зерно умирает, но дает жизнь новому колосу или виноградной лозе.

«Счастливы только дураки»: почему мы предпочитаем любовные драмы с трагическим финалом?

Кадр из фильма «До встречи с тобой»

Фото

Соцсети

Психология завершенности: финал должен быть финальным

Боль — это всегда точка. Или, по крайней мере, она так ощущается. Когда сюжет заканчивается трагедией, мы чувствуем, что история завершена, даже если внутри нас остаётся горечь. Это кажется логичным и естественным. А вот счастливые финалы часто оставляют ощущение недосказанности, будто за кадром что-то упущено. Почему так? Ответ кроется в особенностях нашего восприятия.

Как мы уже поняли, трагедия — это не просто конец, это урок. Она как бы оставляет отметку: «Запомни это, чтобы не повторить», трагический финал подводит черту под всей историей.

Счастливый конец, напротив, не дает такого эффекта завершенности. Радость сама по себе — это процесс, не имеющий логической остановки. Когда все хорошо, возникает вопрос: а что дальше? Это неосознанное чувство порождает ощущение, что история не закончена. Нам кажется, что счастливый финал — это лишь пауза, после которой снова начнутся проблемы.

А трагедия дает нам ответ: дальше ничего не будет, потому что героя больше нет

Это можно назвать эффектом «незавершенных дел». Мы склонны зацикливаться на том, что осталось открытым и нерешенным, а трагедия как раз закрывает все сюжетные петри. Если герой погиб, его больше не нужно спасать. Если он сделал роковой выбор, пути назад нет. Эта окончательность, как ни странно, дает ощущение покоя. Мы проследили его путь до самого конца.

Счастливые финалы часто вызывают у нас ощущение, что нас пытаются «утешить». Мы живем в мире, где нас научили быть циничными, потому что слишком уж часто обещания не выполнялись, а люди врали и предавали. Поэтому, когда история завершается гармонией, мы готовы думать: «Что-то здесь не так. А что было после этого вашего долго и счастливо? Принц через год сбежит со служанкой? Королевство рухнет из-за экономического кризиса?»

«Счастливы только дураки»: почему мы предпочитаем любовные драмы с трагическим финалом?

Кадр из фильма «Титаник»

Фото

Соцсети

Почему мы считаем счастливых людей дураками?

Есть странное ироничное и очень человеческое правило: чем человек счастливее, тем менее серьезно к нему относятся. Мы подсознательно ассоциируем счастье с поверхностностью, будто радость — это удел тех, кто не понимает сложности жизни.

Счастливые люди кажутся нам наивными, как будто они не видят того самого «реального мира», полного боли, несправедливости и трагедий. Это стереотип, уходящий корнями в культуру, где страдание веками считалось признаком мудрости. Тот, кто страдает, по определению «глубже» — он, мол, понял что-то важное о жизни.

Для русского человека такое положение дел еще более естественно. Великая русская литература приложила к этому свою весомую руку. Толстой, Достоевский, Чехов — мастера описания того, как человеческая душа выстрадана и скомкана жизнью. Для русского героя счастье — это либо иллюзия, либо краткий миг перед очередной драмой. Взгляните на князя Мышкина: его добродетельность, наивная вера в людей и стремление к гармонии обречены на трагедию. Или возьмем Льва Толстого, который мог описать рождение любви так, что вас пробирает до слез, но развязка все равно неизбежно оказывается горькой.

Мы впитали эту модель: кто просто счастлив, без «но», тот не понял «глубины» жизни

Но разве не кажется подозрительным, что право на радость нужно доказывать, а страдание принимается как данность, как базовая настройка?

Ведь счастье требует не меньших усилий, чем борьба с горем. Быть счастливым — это осознанный выбор, который иногда дается труднее, чем принятие страдания. Счастливый человек не игнорирует сложности, он умеет находить свет даже в серости повседневности. И возможно, это не наивность, а высший уровень мудрости — способность радоваться, несмотря на все.

Счастье как акт смелости

Несмотря на весь этот скептицизм, счастье требует больше внутренней смелости, чем страдание. Быть счастливыми — это значит принять уязвимость, довериться миру, верить в лучшее. Возможно, именно поэтому мы так недоверчивы к счастливым финалам: они напоминают нам о том, что счастье — это не подарок, а выбор. И выбор этот не всегда кажется легким.

Более того, не каждый способен на такой выбор. потому что жаловаться и страдать, уж простите, но проще, чем радоваться и делать. Возможно, стоит признать, что оно говорит не о финале, а о нас самих. И в следующий раз, вместо того чтобы крутить носом, лучше попробовать поверить в простую истину: счастье — это не иллюзия, если вы готовы его увидеть.

Анна Макарчук

Кандидат психологических наук, директор федерального научно-методического Центра толерантности Еврейского музея

Страница ВК
Константин Образцов

писатель, автор шоу «Образцовое чтение». Ссылка на личную страницу