Счастье, чтобы мы под ним ни подразумевали, слишком недолговечно. Мы не можем наслаждаться им долго и большую часть жизни проводим в поисках новых способов себя осчастливить. Почему так?
Профессор психологии из Квинслендского университета Уильям фон Хиппель и его коллеги изучают вопрос счастья с точки зрения эволюции. Они связывают счастье с успехом, к которому мы стремимся во всех сферах жизни — в профессии или творчестве, в любви и дружбе.
И данные многочисленных опросов, проведенных в лаборатории фон Хиппеля, свидетельствуют, что периоды радости, которые дарит нам успех, быстро сменяются недовольством собой и жаждой новых свершений.
История счастья
Уильям фон Хиппель пытается дать ответ на главный вопрос — почему счастье не длится долго — в своей книге «Социальный скачок». Он предполагает, что началось все три миллиона лет назад.
Тогда люди переселились на открытые пространства, что заставило их объединить усилия. У такого объединения были и несомненные плюсы. Вместе люди могли противостоять нападениям диких зверей, природным катаклизмам, могли готовить пищу и обустраивать жилища.
Но при этом принадлежность к сообществу еще надо было заслужить. А изгнание из него было равносильно гибели. Что и заставляло древних придумывать все новые способы утвердиться в обществе себе подобных. В ход шли в том числе ложь, манипуляции, право сильного. И в таких условиях успех внутри группы гарантировал счастье, а стать изгоем означало стать несчастным.
Охотники, которые принесли добычу, становились почетными членами общины. Но если кто-то из них терпел неудачу, он быстро утрачивал привилегированный статус. Те же, кто уходил на поиски добычи снова и снова, закрепляли свои лидерские позиции.
Отсюда и кратковременность счастья — чтобы его пережить, надо вновь и вновь рисковать жизнью, осваивая территории, добывая пищу, сражаясь ради своей общины.
К чему мы стремимся сейчас
Жизнь современного человека изменилась, но, по сути, подчиняется тем же законам. Фон Хиппель утверждает, что мы по-прежнему применяем недюжинную изобретательность, чтобы отвоевать себе место в обществе. Техники манипулирования тоже теперь другие, но их цель осталась прежней — получить власть.
«Люди — социальные животные, — напоминает фон Хиппель. — Мы готовы на все, чтобы вписаться в группу, и, при необходимости, будем видеть мир таким, каким эта группа хочет его видеть».
Однако сегодня мы все больше говорим о правах отдельной личности, о стремлении быть собой, а не частью какого-либо сообщества. Потому что современные условия выживания требуют от нас, скорее, умения жить самостоятельно.
Близость против автономии
Фон Хиппель считает, что противоречие между потребностью в психологическом контакте с другими и стремлением к автономии личности будет существовать еще долго.
Мы стремимся к свободе, но что происходит, когда получаем ее?
Многие начинают скучать по своей малой родине, по маленькому городу, из которого так стремились выбраться. Им не хватает тепла и уюта, духовной общности, когда каждая соседка тебе как родная. Но возвращаясь туда, человек понимает, что в этой системе отношений жить уже не может.
Фон Хиппель считает, что мы можем разрешить это противоречие, сохраняя теплые отношения с близкими людьми даже в условиях большого города. Результаты исследований показали, что дольше всего мы бываем счастливы именно с любимыми, друзьями, родными. Да, эти отношения порой причиняют сильную боль, но одновременно с этим позволяют нам чувствовать себя понятыми и принятыми.