Рисуем свой психологический портрет: творческая методика
Фото
Shutterstock/Fotodom.ru

«Кривое зеркало»

С раннего детства мы получаем оценку со стороны окружающих. Еще не начав говорить, мы уже слышим мнения о нашей личности. Что-то из сказанного воспринимаем на свой счет и записываем в длинный лист памяти, в графу «Какой я». В связи с отсутствием специально настроенных фильтров в эту колонку попадает многое, что в будущем будет оказывать влияние на формирование личности, самооценку, восприятие и картину себя.

Посмотрите, какое количество людей участвует в процессе взросления и становления каждого из нас. К сожалению, многие из них не задумываются, не понимают или не хотят осознавать, каким образом их слова и действия влияют на других.

Замечания, действия, взгляды, оценка — все это сказывается на поведении человека и прямо влияет на его внутреннее «Я» — то, каким он сам себя видит, ощущает.

Ясная и достоверная картина себя формируется благодаря конструктивной обратной связи, которая отражает действительность, адекватна и уместна. Это основа для развития здоровой самооценки. Она помогает увидеть больше граней своей личности, дает возможность проявлять себя, позволяет быть разным, распознавать и принимать свои способности, таланты, ограничения и предел своих возможностей, а также видеть, что может быть усовершенствовано и развито в будущем.

Двойные послания, обесценивание, отсутствие своевременной похвалы, претензии, угрозы губительно сказываются на личности

Они мешают ее развитию, блокируют в проявлении себя, закладывают комплексы, страхи, неуверенность. В будущем это может крайне негативно сказаться на жизни человека.

Обратная связь о наших действиях зачастую неинформативна или, наоборот, перегружена лишней информацией. Из-за этого рождаются крайности в восприятии самого себя. Уклон в порицание, негативную оценку, недостаток похвалы влияют на создание дефицитов в формировании своего образа. Избыток похвалы, восхваление создают слепые пятна и перекосы. Большое количество обратной связи может перегружать, приводить к излишней рационализации.

Представьте себе набор для пазла, в котором нет половины деталей и отсутствует исходная картинка — это дефицит, нехватка информации о себе. А теперь вообразите себя водителем. Навигатор в автомобиле сбоит. Салон набит пассажирами, которые хором советуют, как и куда ехать. Это профицит — избыток информации. Ни то, ни другое не дает ясной и адекватной «картины себя». 

Знаем ли мы себя?

Отсутствие ясности о самих себе — серьезная проблема. Чем меньше человек знает себя, тем сложнее ему обходиться с собой и другими. Труднее на что-то опираться, делать выбор и полноценно проживать свою жизнь.

Ясная картина себя — одна из главных опор. Чем лучше человек себя знает, тем больше возможностей и вариантов открывается перед ним. Это экономит энергию, так как силы и время не тратятся на дополнительные размышления. Внимание больше фокусируется на принятии выбора, конкретных действиях, усвоении или обработке информации, вовлеченности в какую-то ситуацию.

Знание себя и умение соизмеряться с собой, своими возможностями и целями в ряде случаев будет помогать осуществлять лучший выбор из ряда возможных. Понимание себя, своих сильных и слабых сторон, помогает человеку быть стабильнее и психологически устойчивее. Так проще двигаться по жизненному пути, выстраивать отношения, развиваться в карьере, заниматься планированием и реализацией желаемого в жизни.

Рисуем свой портрет

Одно из упражнений для лучшего понимания себя — творческая методика «Картина себя». С ее помощью можно соприкоснуться с бессознательным, с потаенными мыслями, нераспознанными ассоциациями и увидеть то, что обычно не осознается в повседневной жизни. Полученные открытия позволят произойти встрече с вашей личностью, о которой, возможно, вы многое еще не знаете.

«Картина себя»

1. Побудьте перед упражнением в спокойной обстановке, наедине с собой, чтобы вам никто не мешал. Прогуляйтесь, выключите музыку, отложите телефон. Выделите себе не менее часа. Важно, чтобы вас никто не отвлекал в процессе.

2. Попробуйте выразить себя через рисунок, коллаж или слепленную фигурку. Критериев или каких-то заданных шаблонов нет. Упражнение ориентировано на самовыражение через творческий процесс.

Задайте себе вопросы:

  • Как я себя вижу?

  • Что во мне является существенным, важным?

  • С кем/чем я себя ассоциирую?

  • Какие цвета, оттенки мне нравятся?

  • Какая картина, образ возникает во мне?

Не ограничивайте себя. Наблюдайте. В процессе могут возникать разные образы, воспоминания, сказанные кем-то фразы. Улавливайте их, запечатлевайте.

3. Когда закончите, посмотрите на то, что у вас получилось. Старайтесь не оценивать результат, а попробуйте увидеть, почувствовать, о чем эта работа говорит вам.

Можете опираться на вопросы:

  • Что запечатлено в работе?

  • Кто на ней изображен?

  • Какой это персонаж?

  • Как он себя ощущает?

  • Похож ли он на какое-то животное?

  • Какие чувства у меня возникают, когда я смотрю на эту работу?

4. Если вы захотите, можете обсудить результат с тем, кому доверяете — другом, партнером, коллегой или психологом. Главное, чтобы человек был внимательным слушателем, не высказывал свое мнение, не давал оценок, интерпретаций. Минимальные провокации, осуждение, обесценивание нарушают безопасность процесса, могут ранить.

Это задание подойдет людям разных возрастов. С детьми и подростками его можно выполнить в игровой форме. Это благоприятно сказывается на развитии, улучшении взаимоотношений, возможности проявлять себя рядом с другим. Обсуждайте полученные результаты, делитесь тем, что получилось. Если вы обнаружили темы, которые хотите прояснить, — обращайтесь за профессиональной психологической помощью.

Более очерченное и ясное представление о себе позволит вам стать целостной личностью, достигать большего, жить в гармонии с собой и другими людьми.

Светлана Алехина

Психолог