В большинстве европейских стран роль религии в обществе и религиозность населения устойчиво снижались на протяжении последних десятилетий. В этих странах каждое следующее поколение менее религиозно, чем предыдущее.
Ингрид Шторм из Манчестерского университета (Великобритания) проанализировала результаты социологических исследований жизненных ценностей европейцев за период с 1981 по 2008 год1. Респондентов, в частности, спрашивали, в каких ситуациях они могли бы оправдать совершение «сомнительных» поступков.
РЕЛИГИЯ И ЭГОИЗМ
Эти поступки можно было разделить на две группы. В первой группе речь шла о действиях, противоречащих традиционным взглядам, — таких, к примеру, как аборты и гомосексуальные контакты. Во второй группе упоминались поступки, которые могли навредить другим или нарушали закон, — ложь, мошенничество, воровство и другие.
Выяснилось, что за упомянутый период европейцы стали гораздо более терпимо относиться к поступкам из первой группы, однако отношение к действиям из второй группы не изменилось.
Религиозные люди в среднем чуть меньше заботятся о личной выгоде
«По мере снижения влияния религии в Европе вопросы, касающиеся семьи и сексуальности, стали считаться личным выбором человека. Каждое следующее поколение отличается более либеральными взглядами на эти проблемы, чем предыдущее. При этом мы не видим никаких свидетельств того, что моральные ценности сместились в сторону эгоизма или антисоциальности».
При этом исследование показало, что религиозные люди в среднем чуть меньше заботятся о личной выгоде, но этот факт во многом объясняется их возрастом. В среднем религиозные люди в Европе старше, чем нерелигиозные, при этом известно, что пожилые люди более склонны осуждать эгоистичные мотивы.
РЕЛИГИЯ И ЖЕСТОКОСТЬ
Еще одно недавнее исследование дало основания предполагать, что дети из религиозных семей могут быть менее щедрыми и более жестокими, чем их сверстники из нерелигиозных семей.
Группа психологов под руководством профессора Чикагского университета (США) Джина Дицети (Jean Decety) исследовала поведение 1170 детей в возрасте от 5 до 12 лет из Канады, Китая, Турции, США, Иордании и ЮАР2.
В ходе проводимых экспериментов дети из религиозных семей реже соглашались поделиться подаренными им наклейками с другими детьми. Они также поддерживали более суровые наказания за различные антисоциальные действия.
Дети из религиозных семей могут быть менее щедрыми и более жестокими, чем их сверстники из нерелигиозных семей
«Данные результаты показывают один и тот же эффект в разных странах: религиозность снижает альтруистичность детей. Это ставит под сомнение распространенные представления о том, что религиозность способствует просоциальному поведению и необходима для морального воспитания личности. Вполне возможно, что переход морали из религиозной плоскости в светскую не только не приведет к уменьшению людской доброты, а окажет противоположный эффект», — размышляет Джина Дицети.
1. I. Storm «Morality in Context: A Multilevel Analysis of the Relationship between Religion and Values in Europe», Politics and Religion, December 2015.
2. J. Decety et al. «The Negative Association between Religiousness and Children’s Altruism across the World», Current Biology, vol. 25, Issue 22, November 2015.