Как люди жалеют роботов
Упавший самокат
Историями о том, кто и как помогал роботам и самокатам, пользователи X/Twitter стали активно делиться после вирусного
Рассказ девушки быстро стал виральным — твиттерские начали делиться им в своих блогах и вспоминать в комментариях, как они сами жалели разные устройства, которые можно встретить в крупных городах:
«Всегда поднимаю одиноко валяющиеся самокаты. Мне их жалко»;
«Я бы, наверное, заплакал и начал его гладить и утешать, как котенка»;
«Вы, конечно, „ха-ха“ ловите, но они, заразы, реально управляют людьми. На брюхе написали: „Я очень хочу встать, но у меня не получается, помоги мне“. Ну, я и помог, поднял, столь хорошо я себя не чувствовал давно»;
«Я как-то пыталась взяться ошибке не тот самокат, и он мне сказал: „Пожалуйста, не толкайтесь“. Мне так стыдно перед ним стало».
Потерявшийся робот-доставщик
Похожей историей поделились и в другой соцсети — в соцсетях стало вирусным видео жительницы Москвы, которая увидела на улице робота-доставщика с нарисованными глазами. Устройство, пытаясь объехать заграждение, съехало с тротуара и застряло на бордюре. В итоге девушка попросила прохожего помочь ей — вместе они поставили робота обратно на пешеходную часть, чтобы оно смогло продолжить путь.
Робот, вытирающий лужи «крови»
Еще один резонансный пример сочувствия к роботам обсуждался в соцсетях в 2019 году — тогда речь шла об
Почему мы сочувствуем машинам
Маргарита Спасская, психолог
Что говорят об отношении к роботам исследования?
Ученые активно интересуются феноменом эмпатии к роботам отчасти из-за того, что последние становятся все более способными к сложным социальным взаимодействиям. Исследования в этом направлении также важны для понимания того, как мы адаптируемся к все возрастающему присутствию роботов в повседневной жизни.
В каком-то смысле мы испытываем эмпатию к роботам потому, что так задумали их создатели. Чтобы пользователи больше им доверяли, охотнее с ними взаимодействовали, чтобы снизить риск вандализма, производители наделяют их уникальными особенностями — например, трогательным обликом, вызывающим улыбку, умиление и другие позитивные реакции.
Существуют исследования, которые показывают, насколько мы чувствительны к страданиям роботов. Люди могут реагировать на «пытки» роботов, испытывать сочувствие, если считают, что роботу больно, испытывать трудности, если нужно нанести ему удар.
Эти реакции говорят о том, что наше отношение к роботам может быть очень похожим на отношение к живым существам
Часть исследований показывает, что интенсивность сопереживания роботам зависит от степени их человекоподобия: люди склонны больше сочувствовать роботам, которые напоминают человека, чем тем, которые выглядят механистично.
Однако существует и феномен, известный как «Uncanny Valley» — «зловещая долина» (эту концепцию сформулировал инженер Масахиро Мори): роботы, слишком похожие на людей, могут вызывать у людей дискомфорт, страх или отвращение. Это происходит, когда машина выглядит почти как человек, но есть небольшие отличия, которые воспринимаются как тревожные.
Важно понимать, что роботы могут вызывать не только эмпатию и сочувствие, но и обратные реакции — агрессию, желание намеренно их повредить. Парадоксально, но само существование таких ситуаций также говорит о том, что мы испытываем сочувствие к роботам. Для описания этих событий используется язык, схожий с тем, который применяется к людям, например, «ранен» для роботов-саперов или «жестокое обращение с роботом».
Современные исследования для оценки уровня эмпатии используют не только опросы и анализ поведения, но и нейробиологические инструменты, такие как электроэнцефалография (ЭЭГ) и магнитно-резонансная томография (МРТ). То есть, сейчас известно, что мы эмпатически реагируем на роботов не просто на уровне мыслей и эмоций, но и на уровне нейробиологии, и физиологические параметры этих реакций тоже можно измерить.
Какие этические вопросы возникают из-за внедрения роботов в нашу жизнь?
Существование и внедрение роботов, необходимость нашей адаптации к ним поднимает множество вопросов, в том числе этических и правовых. Особенно в тех случаях, когда роботы обладают антропоморфными чертами и способностью к эмоциональному взаимодействию.
Например, по умолчанию, робот — это машина, и к нему применяются законы, которые действуют по отношению к имуществу. Но если он приобретает слишком много человеческих черт — скажем, если у него есть аналог сознания — то продолжаем ли мы считать его имуществом?
Или роботы могут заботиться о человеке, помогать ему. Но в то же время роботы способны нанести вред, они могут стать инструментами в руках преступников — здесь возникает широкое поле для злоупотреблений, а значит, потребуется разработка соответствующего законодательства.
Психолог, схема-терапевт, специалист сервиса Alter