«Рассказ о сексуализированном насилии не может быть легким способом хайпануть»: почему жертвы признаются спустя годы
18+

Кадр из фильма «Милые кости»

Фото

«Кинопоиск»

Некоторое время назад в сети появилось признание девушки Миры о сексуализированном насилии со стороны Александра Штефанова (признан Минюстом РФ иноагентом 25.08.2023). В дальнейшем каждый из них выстроил свою версию происходящего. Целью этой статьи является не суд в попытке понять, кто где говорит правду. Цель автора — рассмотреть повнимательнее тему насилия и отношения к нему и пригласить читателя задуматься над теми вопросами, которые ставит эта история и многие, подобные ей.

Попробую опираться на те факты, что имеют сходство в обеих версиях и том, что сами о себе рассказывают оба.

Детство

Как часто и бывает, оба участника истории пережили неблагополучное детство. Алкоголизация обоих родителей, применение физического насилия в супружеской паре — в его истории. Жизнь впроголодь не с родителями, а с бабушкой и тетей-инвалидом, папа-алкоголик — в ее прошлом.

Почему эти факты биографии могут иметь значение? Потому что вырастающим в неблагополучных семьях детям особо не у кого учиться здоровым границам, будь то границы тела или личного пространства. И проблема может быть не только в том, что человеку сложно их отстаивать. И даже не в том, что ему может быть сложно их называть, а еще сложнее — почувствовать. Ключевой вопрос как раз в том, что иногда и почувствовать-то их получается только спустя время.

И в это не вопрос того, кто прав, а кто виноват, но важности правил психогигиены, изучения пусть и во взрослом возрасте допустимого в отношении собственного тела и не допустимого, распознавания приятных прикосновений и нежелательных. Это только про чувствительность тела.

Общественные установки

Например, раз сама смогла дойти до полового органа мужчины, значит хотела. Очень странное мнение. Оно как будто сводит партнера по общению только к наличию органов. Это открывает пропасть вопросов от свидетелей рассказов о насилии: а почему она надела короткую юбку? Зачем пила в баре? С чего это она пошла к нему в гости?

Ответ прост: она воспринимала другого как партнера по общению, например. Или просто хотела разговора/объятий и чего угодно еще, но не секса. Если вы мужчина и не понимаете это «просто» из предыдущего предложения, представьте себе, что вы зашли к другу просто выпить пива, а взамен этого… ну вы поняли, оказались в неприятной ситуации, где ваше «нет» не слышат.

Эти установки находятся не только у насильников в головах, или у свидетелей историй, но и у самих девушек, подвергшихся насилию. И это одна из важных причин, почему они молчат, они знают, что первым делом обвинят их самих.

Отношения

Отметим, что оба участника истории были знакомы давно и имеют общие взгляды. Это важно, например, потому, что Мира отказалась давать комментарии НТВ, чтобы эта информация не послужила дискредитации (то ли Александра, то ли общих взглядов), то есть несмотря на рассказ о пережитом насилии, желания навредить любой ценой Александру у нее, похоже, нет. В этой истории люди объединены общими представлениями о мире и тусовкой.

А что если насильник — ближайший родственник: отчим, двоюродный брат или дедушка? Между прочим, это, увы, очень частая история. Очевидно, что если жертве насилия поверят, то вся семейная система рухнет и плохо будет всем. И пострадавшей стороне кажется, что лучший выход — смолчать, ведь тогда слова жертвы насилия не становятся источником разрушений. Попытка спасти систему, будь то семья или соратники по политической повестке, — важный мотив молчать, и он в 10 раз острее, если мы говорим о насилии над детьми в рамках семейной системы.

Иногда помимо этого жертва насилия заботится о самом насильнике. Ведь он не только насильник, но и… например, отчим, что обеспечивает семью, или учитель в лицее, прекрасно знающий свой предмет и умеющий его преподавать или сводный брат, с которым когда-то вместе играли в детстве. Люди не сплошного черного цвета, ужасные негодяи не ходят с надписями об этом на лбу, они зачастую вполне уважаемые в социуме, приносящие пользу другим, теплые с остальными членами семьи.

«Рассказ о сексуализированном насилии не может быть легким способом хайпануть»: почему жертвы признаются спустя годы

Кадр из фильма «Милые кости»

Фото

«Кинопоиск»

Кто же виноват?

В биографии Штефанова (признан Минюстом РФ иноагентом 25.08.2023) есть факт о том, что его мама подавала в полицию заявление о побоях. В его версии не он ее бил, а признательные показания не подтвердал — подписал лишь чистый лист бумаги. Он утверждает, что она была на него обижена. Ну и вдобавок сообщает, что и его папа подписал чистый лист признаний, потому что был пьян, а в истории с Мирой подчеркивает, что причина в том числе в ее влюбленности в него и в ментальном расстройстве .

Для справки: депрессия в большинстве случаев не ведет к значительному искажению реальности, то есть человек в депрессии не склонен придумывать насилие там, где его не было. То есть уверенно говорить, что человеку «показалось» из-за депрессии, с точки зрения клинической психологии так же некорректно, как говорить что кому-то «почудилось» насилие из-за, скажем, гипертонии.

Вот и получается очень убедительно: один пьян, вторая обижена, третья влюблена в него и вообще у нее «проблемы с менталочкой». Выходит, во всех ситуациях насилия виноват кто-то другой? Кто-то другой неадекватен.

Это особенность большинства историй про насилие, когда возникает вопрос в духе: а почему она молчала все это время, почему заговорила только после развода? И сразу находятся ответы про то, что она обижена и хочет отомстить ему за брошенность или хайпануть…

Именно эту версию обычно поддерживает сам насильник, но… Бывает иначе: пока ты находишься в отношениях, в браке, ты можешь бояться говорить о таких вещах (тебя мучает страх, что тогда акты насилия тем более продолжатся). А может быть, ты надеешься, что это не повторится (он ведь извинился и пообещал). Или думаешь, что ты сама это заслужила (в чем, скорее всего, тебя долго и упорно убеждали). Или просто тебе не хватает поддержки и веры, что твой голос услышат и тебя поддержат (и правда же, поддержки и гуманного обращения со стороны общества мало).

Кстати, именно поэтому истории о насилии часто возникают волнами (вспомним историю с Харви Вайнштейном или движение metoo).

Встать в полный рост и в одиночестве сказать всему миру, что тебя насиловали — это очень сложно, ведь тема секса тесно связана с темой стыда. В нашей истории Мира написала о случившемся в комментарии к посту о другой истории с сексуализированным насилием.

Что же происходило, или о стыдном

Обе версии сходятся на том, что было две вечерних встречи подряд. Оба участника говорят, что повод — его расставание с девушкой. В его версии — именно на время этого «романа». В ее — что он просил подругу приехать поддержать эмоционально. Не будем вдаваться в подробности, но остановимся на факте: при пенетрации возникли проблемы — сухость и узость влагалища. Это про отсутствие возбуждения у девушки, и вообще-то странно продолжать, не обращая на это внимание.

И здесь очень важный момент всех историй о насилии. Что вообще мы считаем насилием? Давайте думать вместе.

Что считать насилием

«Насилие — секс при отсутствии желания»

Есть точка зрения, что насилие — это про нежелание. Вот очевидно, что физиологически (как минимум) желания не было. Это в нашей истории, а если мы говорим о постепенном растлении, то картина может быть совсем другой.

Часто при растлении ребенку «продается» идея, что это он сам захотел, что это эксклюзивно ценные отношения и любовь всей жизни. Хочет ли в таком случае ребенок секс? Не факт. Но вполне возможно, что он хочет угодить или доставить удовольствие значимому взрослому. Или же в процессе у него даже могут появиться приятные ощущения от стимуляции определенных зон тела — что тогда, можно ли утверждать, что насилия не было?

«Насилие — секс без согласия второй стороны»

Другая точка зрения заключается в том, что критерием является не желание, а согласие. Это совсем шаткая позиция, потому что согласие легко получить от человека под алкоголем или наркотиками. Кстати, это часто используется в порноиндустрии. Вся «добровольность» может сводиться к ломке и дозе. Растлители прекрасно знают, что и с ребенком можно договориться, выменяв насилие на конфету или смартфон… да на что угодно, к сожалению.

«Рассказ о сексуализированном насилии не может быть легким способом хайпануть»: почему жертвы признаются спустя годы
18+

Кадр из фильма «Последнее Танго в Париже»

Фото

«Кинопоиск»

Вот еще одна история: есть интервью Бернардо Бертолуччи, 2013 году. Сцена с насилием в фильме «Последнее танго в Париже» (1972) была снята без согласия актрисы Марии Шнайдер. Соглашалась ли она сниматься в фильме и равно ли это согласию на происходившее в кадре? И тоже история всплыла много лет спустя.

Так почему о пережитом насилии порой говорят спустя время?

Почему о пережитом насилии говорят спустя время очень также понятно — для того чтобы на это решиться, должны совпасть несколько условий.

  • Отношения с насильником прекращены или как минимум он находится на безопасном расстоянии. Именно поэтому многие решаются признаться только после развода или после того, как у первой девушки из вереницы сексуально использованных хватило смелости на правдивый рассказ.

  • Есть достаточно внутренних сил и понимания, что именно произошло. Готовность об этом говорить и делать общим достоянием переживание собственного стыда и беспомощности.

  • Есть достаточно внешней поддержки. Люди, которые верят, люди, которые хотят помочь.

  • Есть дополнительный смысл говорить (например, поддержать другого человека в этой ситуации или обезопасить других потенциальных жертв)

Нет никакой реальности, где рассказ о сексуализированном насилии является легким или веселым способом хайпануть.

Мужчины, вы снова можете проделать мысленный эксперимент, представив, что ради хайпа вы рассказываете всему миру о сексуализированном насилии по отношению к вам со стороны более сильного и известного человека (пол не важен, даже если женщина — скажем, опоила, изнасиловала страпоном).

И слушаете тонны обвинений в свой адрес, что вы сами этого хотели, что вы просто ради хайпа врете, что вы сами к ней пришли в гости и пили чай с отравой. И вынуждены что-то доказывать, снова и снова погружаясь в детали происходившего, потому что без деталей вам не верят.

Есть универсальные особенности проживания травматической ситуации. После случившегося жертва насилия может испытывать шок, то есть состояние, в котором она идет пить чай с насильником и псевдовесело болтать, где она ставит ему лайки и прочее. Это попытка психики обойти произошедшее так, словно ничего не случилось.

Вспомните любую трагическую ситуацию в своей жизни, вначале возникает шок и отказ принимать реальность как есть, некоторая инерция психики, желание проснуться в прошлую жизнь, развидеть случившееся. В этом состоянии жертва насилия может говорить о произошедшем с ней ровным голосом или даже смеяться. Это шок, он отпустит позже.

Есть еще одно состояние, которое случается в таких историях — диссоциация. Она может быть разной: например, чувство, что все это происходило не со мной, или разделенность переживаний на «голову» и все остальное тело, что ниже. И «голова» может оставаться рассудительной и спокойной. И только спустя время, когда происходит воссоединение с событиями и собственной чувствительностью, приходит понимание того, что именно случилось. Но от этого понимания еще очень далеко до готовности вслух говорить о произошедшем.

Мужчины, методичка для вас

Она сильно снижает ваши риски прослыть насильником и иметь репутационные проблемы.

  • Если вы зовете девушку в гости на чай, вполне вероятно, что она едет к вам именно на чай. Если вы зовете девушку в гости утешить вашу душевную боль, вполне вероятно, что она едет ровно за этим.

  • Если вы чувствуете, что хотите свернуть дружеский ужин в романтический, дайте ей выбор: спросите, хочет ли она шампанское и переместиться на диван.

  • В любой момент происходящего в сексе можно спросить партнершу, хочет ли она продолжать.

  • Если в сексе вы чувствуете, что что-то пошло не так, вы можете спросить, все ли хорошо и можете ли вы сделать что-то.

  • Если проникновение не получается, все сухо и узко, это не повод прикладывать больше усилий и стараний, это повод предложить смазку и спросить, хочет ли девушка продолжения.

  • Миф о том, что женское «нет» это завуалированное «да» — миф. В любом случае, если на ее «нет» вы отстранитесь, то даже если это было частью игры, она сократит дистанцию сама, вы ничего не теряете.

  • Миф о том, что женщинам нравится грубость в постели или о том, что любая женщина хочет, чтобы ее изнасиловали — миф до тех пор, пока она не сказала обратного словами.

  • Настаивать на отсутствии презерватива — большая ошибка, для вас в первую очередь, если вы не хотите заразиться неприятными болезнями. если девушка сходу соглашается на секс без презерватива, я бы на вашем месте начала переживать. Если же она говорит «нет», все в порядке, но тогда вам не стоит продолжать настаивать. Снимать презерватив без договоренности с женщиной — тоже вид насилия.

Вы сами можете продолжить список. Он вовсе не означает, что секса в вашей жизни будет меньше, если вы будете ему следовать. Но вы гарантированно будете иметь секс с теми, кто в вас заинтересован и вас хочет.

Психолог, гештальт-терапевт

Психолог, гештальт-терапевт

Личный сайт