Ради чего продолжать жить в кризисный период: для тех, кто потерял смысл жизни
Фото
Shutterstock/Fotodom.ru

В 1946 году в Австрии впервые издается книга «Сказать жизни „Да!“: Психолог в концлагере». Ее автор, психолог и философ еврейского происхождения Виктор Франкл, три года провел в нацистских концлагерях и потерял там родителей и жену. Еще до войны Франкл создал собственное направление психотерапии — логотерапию, или терапию смыслом. И жизнь дала ему возможность этот подход проверить. Логотерапия и сам Франкл проверку выдержали.

Что позволило Франклу, несмотря на все утраты, продолжить жить, заниматься исследованиями, ходить в горы, создать новую семью? Вероятно, его представление о том, что такое смысл жизни.

Три вида смысла

В своем учении Франкл выделил три вида смысла:

  • сверхсмысл,

  • смысл жизни,

  • смысл в жизни.

И из этих трех смыслов человеку доступен только один. Угадаете, какой?

Сверхсмысл

Это глобальный смысл всего мироздания. Ответ на вопрос «для чего все это?». Он непостижим для человека так же, как для листа непостижим смысл дерева. Он, безусловно, есть, но человеческому сознанию недоступен. Можно размышлять о нем из любопытства и в рамках философии, но надеяться его постичь не стоит.

Смысл жизни

Это то, что мы чаще всего ищем. Нам кажется, что смыслом нашей жизни может быть семья или работа. Утрата именно этого смысла погружает нас в состояние фрустрации.

Однако Франкл считает, что на самом деле и этот смысл нам недоступен.

Можно ли узнать смысл книги, не дочитав ее до конца? Можно ли узнать смысл жизни, не прожив ее? Вы можете думать, что смысл вашей жизни — снимать авторское кино, но потом рождается ребенок, и он тяжело болен. И оказывается, что смысл вашей жизни — это спасти и вырастить этого ребенка.

Вы можете считать своим смыслом семью. Но вот дети выросли и уехали, и этот смысл оказывается утерян. Жизнь потеряла смысл? Или вы найдете его в путешествиях, творчестве, волонтерстве или в чем-то еще? И станет ли это новым смыслом вашей жизни?

В сущности, смысла жизни не существует. Как со смертью у Эпикура: пока мы живы, ее нет, а когда она пришла — уже нет нас. Жизнь динамична, смыслы постоянно меняются, и как понять, какой из них — тот самый?

Смысл в жизни

И, наконец, третий, единственный постижимый для нас, вид смысла — смысл в жизни, или смысл ситуации. Это конкретный смысл конкретной, частной ситуации. Правильный ход не для всей партии, а для определенной расстановки на шахматной доске.

Вы когда-нибудь задумывались, почему, когда подъезжает поезд метро, сначала выходят те, кому нужно выйти на этой станции, и только потом заходят те, кому ехать дальше? Почему не наоборот? В чем смысл?

Если на вашем столе лежит корзина с фруктами и часть из них спелые, а другой части еще нужно дозреть, какие фрукты вы съедите первыми? В чем будет больше смысла?

Или более серьезный пример: в детстве человек пережил физическое насилие. Какой в этом был для него смысл? Возможно, это должно было научить его прощению или, напротив, стойкости и способности защитить себя. А может быть, это сделает его особенно любящим и нежным родителем для своих детей.

Смысл всегда уникален — для ситуации и для человека. В одной и той же ситуации для каждого ее участника смысл будет своим, неповторимым. Но он определенно всегда есть

Итак, нет универсального смысла, подходящего для всей жизни или для всех людей — как нет лучшего хода для шахматной партии. Есть лишь отдельные ходы в отдельных ситуациях, специфика момента.

Можно сказать, что смысл жизни — это матрешка из всех смыслов отдельных событий, которые в ней происходят. Поэтому его невозможно утратить, но можно не увидеть.

Но сама жизнь не лишена смысла ни при каких обстоятельствах. Пока мы живы и с нами что-то происходит, мы способны видеть в этом смысл. Другое дело, захотим ли мы его увидеть и понравится ли он нам.

Как увидеть и реализовать смысл

Франкл был убежден, что человек способен найти и реализовать смысл, даже если его свобода ограничена внешними обстоятельствами. Для этого у него есть свобода воли и способность занять позицию, сформировать отношение к чему угодно.

Находясь в концлагере, Франкл мог отнестись к этому очень по-разному. Он мог решить, что его жизнь закончена, ведь он действительно утратил все: родителей, работу, дом, любимую женщину. Все, что составляло для него смысл. Скорее всего, такое отношение не позволило бы ему выжить, и мы вряд ли когда-нибудь узнали бы о Франкле и логотерапии.

Мог он и озлобиться, возненавидеть своих мучителей и весь несправедливый мир. У него были на это все основания: пока он страдал от голода и лишений в концлагере, кто-то продолжал свою привычную комфортную жизнь. И каждый день он видел непосредственных виновников своих страданий — надзирателей, которые часто обходились с ним жестоко. Возможно, злость и ненависть придали бы ему сил и позволили выжить, но кем бы он после этого стал?

Франкл выбрал другой путь и остался верен своей работе доктора и исследователя. Он помогал другим заключенным, когда они заболевали, и спас так не одну жизнь. Он вел заметки о психологии заключенных, где анализировал поведение — свое и других. Делать это было запрещено, заметки приходилось прятать и каждый раз рисковать быть пойманным за этим и наказанным. Помощь другим и исследование стали для Франклом смыслом его нахождения в лагере.

Но был и больший смысл: он решил, что, если выживет, пережитое им позволит ему помогать другим людям, оказавшимся в тяжелой ситуации

Это стало его смыслом, тем, что позволило ему выжить и остаться человеком. И этот смысл ему удалось реализовать: он и его логотерапия спасли от отчаяния и самоубийства не одного человека.

Занять ту или иную позицию, отнестись как-то к любому событию — это выбор. И этот выбор есть у нас всегда, вне зависимости от обстоятельств. Можно сказать, это последний выбор — то, что остается у человека, когда все другие пути перекрыты. Выбрать свое отношение — последняя свобода, которой никто не может нас лишить.

Последняя, но не единственная. К счастью, большинство из нас не находится в условиях, когда отношение — единственное, что нам остается. Поэтому нам доступны и два других пути реализации смысла: творчество и переживание.

1. Деятельность

Творчество, или деятельность — самый очевидный путь обретения смысла. Это может быть работа или любая другая осмысленная деятельность: хобби, волонтерство, спорт… Важно, что через эту деятельность мы делаем вклад в общество и чувствуем это. Деятельность как путь к смыслу — это не просто качественное выполнение должностных инструкций, но то, что преступает границы профессии, отношение к работе как к призванию.

2. Переживание

Часто случается так, что человек лишен возможности заниматься активной деятельностью, или то, чем он занимается, не приносит ему чувства осмысленности. Разорение бизнеса, увольнение или просто потеря интереса к прежнему занятию создает ощущение утраты смысла. И тогда можно пойти вторым путем обретения смысла: переживание.

Переживание — это наша восприимчивость к миру, сильные и важные чувства, которые мы испытываем. Любовь, боль, благодарность, разочарование — все имеет смысл. Если мы способны чувствовать, переживать — смысл не потерян. Только важно уметь осмыслять эти переживания, видеть смысл и за болью, и за радостью.

3. Установка

И, наконец, третий путь, о котором мы говорили выше — путь нашей установки, позиции, отношения. То, как мы относимся к происходящему с нами. В первую очередь, это наша позиция по отношению к неизбежному страданию.

Ради чего мы страдаем? Чему эта боль учит нас?

Итак, в большинстве ситуаций у нас есть как минимум три пути увидеть и реализовать смысл: творчество, переживание и позиция. И абсолютно в каждой ситуации есть путь через позицию. Важно помнить, что это будет не смысл всей нашей жизни, а смысл той конкретной ситуации, в которой мы находимся. А из множества этих отдельных ситуаций и их конкретных смыслов складывается наша жизнь.

Жанна Мамедова

Философ-практик

Личный сайт