Бытует мнение, что все модели — не просто красивые, но и невероятно уверены в себе. Правда в том, что 90% из них глубоко закомплексованны. У людей со стороны возникает вопрос: как это возможно? Тебя постоянно фотографируют, ты появляешься в журналах и все тобой восхищаются.
Самоуверенность у моделей подрывают два фактора: отношение агентства, с которым они работают, и неизбежная конкуренция. В модельном бизнесе я получила кучу комплексов, при том, что пришла достаточно уверенным в себе и своей внешности человеком, понимающим, как хочу выражать себя в этом мире.
У меня были идеалистические представления: казалось, мы занимаемся творческой работой, а не штампуем одни и те же изображения одинаковых лиц.
Однако столкнулась я с тем, что модель у нас — это прежде всего кусок мяса, объект, который обязан презентабельно выглядеть, чтобы быть проданным. И представление об идеальных параметрах порой утрируется, что сводит девушек-моделей с ума.
Агентство требует, чтобы все выглядели как под копирку: пухлые губы, вытянутые волосы. Замечу, этим отличается отечественный моделинг, в западных странах, где я работала, гораздо больше ценится индивидуальность.
Мне нравится быть собой: не подчеркивать брови и ресницы, надевать рваные джинсы, странные футболки. Я выделялась, приходя на кастинги совсем в другом виде, который всегда отражал меня. Это вызывало негодование.
Был случай, когда мои букеры хотели получить контракт с южнокорейским агентством. Для этого меня на кастинге переодели в суперкороткое платье, надели туфли на шпильках, сделали высокую прическу. Я выглядела как девушка с панели, но контракт получила. Это дало моим работодателям возможность говорить: все получилось только благодаря тому, что меня переодели.
Когда уже в Сеуле я впервые пришла на работу в своем обычном образе и меня вновь увидел директор агентства, он заметил: «Как хорошо, что ты сейчас одета и накрашена не так, как на кастинге. У меня были сомнения, теперь я вижу тебя лучше».
И мне, и всем моим подругам постоянно говорили: «Вот если бы у тебя были нормальные зубы/хорошая кожа/ более узкие бедра, ты получила бы этот контракт». Такие фразы в порядке вещей. И ты начинаешь ненавидеть свое лицо и тело. Вот тут начинается второй уровень манипуляций — конкуренция.
У меня был контракт в Токио, где мы работали и жили вместе с двумя моделями. Одна из нас, обладающая коммерческой внешностью, работала каждый день, а я сидела почти без кастингов. В такие периоды включается агентство и объясняет: «Это все из-за твоего недостаточного роста. Ужасных волос. Неумения общаться с клиентом».
Одним словом, все из-за тебя. Всегда ты виновата, что недостаточно красива.
Многие девушки-модели травмированы таким отношением и крайне невысокого о себе мнения. Модельный бизнес в нашей стране — это, за редким исключением, конвейер, создающий одинаковых людей.
Нужно быть очень сильным человеком, чтобы не потерять свою идентичность и уверенность в своих силах.
«Рекламные образцы внешности дают ориентиры, как вписаться в социум, но лишают собственных потребностей»
Лев Хегай, юнгианский аналитик
Очевидно, что в индустрии красоты девушки-модели продают свою внешность, а не индивидуальность. И женская красота — товар во всех обществах с древнейших времен.
В современном мире реклама использует моделей, чтобы добавить стоимости основному товару. Любая работа основана на навязывании работодателем своей воли наемному работнику — за это и платится зарплата.
Поэтому про героиню можно сказать, что она просто не туда попала. Для выражения своей индивидуальности есть много других профессий. Заметна ее уязвимость к критике и оцениванию со стороны других.
Это распространенное психическое явление связано с недостатком идентичности. В этом подводные камни профессии модели для тех молодых людей, чья личность еще не сформирована. Если бы человек хорошо знал себя, свои достоинства и недостатки, то не так сильно зависел бы от мнения окружающих и не относил бы высказывания о своем внешнем виде к себе настоящему.
Как влияют на нас стереотипы идеальной внешности и какова она? Представления о красоте формируются в коллективном бессознательном и зависят от множества факторов. Например, светлая кожа, зубы, пропорции бедер сигнализируют о здоровье и хороших репродуктивных способностях, стимулируют сексуальность у мужского зрителя.
В голодные времена ценился образ более полных женщин (символ кормящей матери), в сытые — худоба и субтильность намекали на более слабую и покорную мужчине женщину.
Парадоксальным образом игру в замшелую патриархальность поддерживают не только мужчины, но и женщины, конкурирующие за их внимание
Сегодня длинные ухоженные волосы могут означать более высокий социальный статус. А высокие каблуки психоаналитически трактуются как «женский фаллос», выражают готовность к соперничеству и активной социальной роли.
Любые стереотипы — это упрощение, но благодаря этому они способствуют коммуникации. Если на холсте художника девушка помогает в поисках эстетического идеала, то модель в рекламе просто несет определенное сообщение потребителю.
Человек постоянно тревожится о том, как вписаться в социум. Это заложено в нашей природе. И рекламные образцы внешности дают нам ориентиры, неизбежно отчуждая от наших собственных потребностей.
Героиня упоминает, что в Европе, где она работала, больше ценилась ее индивидуальность. Европейские страны сегодня не только исповедуют мультикультуризм, толерантность к меньшинствам, но и становятся пространством победившего феминизма. Женщины там активно сопротивляются устаревшим патриархальным стереотипам, в том числе и во внешности.
В России ситуация иная, феминизм здесь приживается медленнее, потому что после войн в первой половине XX века в стране долгое время женщин было больше, чем мужчин. Поэтому парадоксальным образом нынешнюю игру в замшелую патриархальность поддерживают не только мужчины, но и женщины, конкурирующие за их внимание.
Об эксперте
Лев Хегай — психолог, юнгианский аналитик, член IAAP (International Association for Analytical Psychology), вице-президент Российского общества аналитической психологии (РОАП) и Московской ассоциации аналитической психологии (МААП), старший преподаватель Института психоанализа, заведующий отделением повышения квалификации Московского института аналитической психологии и психоанализа (МИАПП).