За последние 100 лет среда обитания человека резко изменилась: пища теперь — не охотничий трофей, добытый трудным и опасным способом, а доступная возможность утоления аппетита. А в некоторых случаях — средство от печали, одиночества и тревоги. Ничтожно малый период, по меркам антропологии, кардинально перевернул поведение человека в отношении еды.
Эволюция поведения, норм и ценностей
Крупные супермаркеты, маленькие продуктовые магазинчики в шаговой доступности от дома, быстрая доставка продуктов и готовых блюд после нескольких нажатий на кнопку телефона, рестораны, кафе, вендинговые аппараты, — все условия для того, чтобы быть сытым 24 часа в сутки, семь дней в неделю.
Большинство технологий производства продуктов питания направлены на то, чтобы пища выращивалась быстро, легко транспортировалась на большие расстояния, хранилась долго и готовилась за минимальное количество времени.
Все это влияет на наш организм как на единицу биосистемы, и под гнетом этих факторов начинает меняться и качество жизни отдельного индивидуума.
Опасное изобилие
По данным исследований «Глобальной обсерватории здравоохранения», основными причинами смерти в развитых странах являются: сердечно сосудистые-заболевания (31,9%), рак (28,4%) и деменция (10,8%). Основные факторы развития данных групп заболеваний — питание и образ жизни.
Почему же современные условия жизни ведут к росту статистики заболеваемости? Ответ на этот вопрос лежит в плоскости фундаментальных механизмов, которые развивались в нашем организме и фиксировались в генофонде как наиболее рациональные достаточно долгий период времени.
Один из них — адаптация к условиям нехватки энергоресурсов. Когда глобальная задача организма — выживание, то происходит приспособление к постоянной нехватке пищи: снижается обмен веществ, все ресурсы, в том числе и накопленный жир, используются более экономно, процесс аутофагии (клеточное очищение) замедляется.
Наш организм генетически адаптирован к недостатку энергоресурсов и их умеренному потреблению гораздо лучше, чем к избытку, так как обилия пищи в популяции попросту никогда ранее не было.
Количество или качество?
И что получается? Мы становимся похожи на детей, которые воспитывались в жестких условиях, но однажды очутились в огромном магазине с игрушками и можем выбрать все, что захочется.
Отсюда возникает неспособность остановиться и желание покупать, не обращая внимание на свои возможности потребления. Теперь — это уже гиперпотребление, которое еще и усугубляется нехваткой микронутриентов.
Мы потребляем тонны калорий, но все равно остаемся в дефиците витаминов, минералов и прочих биологически активных веществ
В этом виноваты технологии интенсивного сельского хозяйства, задача которого произвести как можно больше продуктов. Для этого в ход идут разные средства: пестициды, антибиотики, гормоны и прочие химические примеси.
На фоне избытка калорий, углеводов, мясных продуктов и полуфабрикатов и соли нам все равно не хватает клетчатки, витаминов и минералов, поэтому появление многих заболеваний — просто вопрос времени.
Мы не можем изменить свои генетические особенности, однако, понимая основную идею умеренного потребления, мы можем адаптировать свои модели поведения под устоявшиеся физиологические механизмы. И одна из главных моделей — это контроль поступающей энергии относительно наших энергозатрат с помощью потребления цельной и нутриентно-полноценной пищи.
Безусловно, в этом случае нам важны знания о работе своего организма. Даже самые базовые из них помогут понять, что необходимо нашему организму для продолжительной и продуктивной жизни. Ведь наше здоровье очень быстро истощается.