национальные особенности поведения толпы
Механизм формирования толпы психологи и антропологи называют «эволюционной регрессией». В его ходе оживляются, актуализируются низшие слои палеокортекса — самой древней части коры головного мозга. Они возвращают нас в ранние фазы нашей эволюции. А все достижения цивилизации снимаются слой за слоем.
Толпа задействует в нас слои гораздо более глубокие, чем те, на которых вступают в силу национальные различия. Хотя культурные различия в механизмах образования и поведения толпы, конечно, есть. Например, в Лондоне в 60-е годы женщина могла пройтись по улице совершенно голой, и никаких толп из-за этого бы не возникло (да и сейчас не возникнет тоже).
А вот реальный случай, произошедший в Турции. Год, кажется, 1969-й. Исламские фанатики обнаружили полуподпольную коммунистическую ячейку. Толпа идет на штурм под крики «Аллах акбар!», коммунисты готовятся отбиваться запасенными «коктейлями Молотова».
Все очень серьезно, понятно, что будет не просто плохо, а очень плохо, без крови и жертв не обойдется
И вдруг где-то на периферии появляются четыре американские туристки — блондинки в мини-юбках. Для тогдашней Турции это нечто вообще невиданное! И что? Головы как по команде поворачиваются, и от агрессивной толпы погромщиков остается пара десятков человек, которые уже тоже не торопятся на штурм, видя, что остались без поддержки.
А остальные бегут глазеть на почти голых американок. Полиция с американцами ссориться не захотела, и девушек защитили. Хотя как раз защищать коммунистов полицейские совсем не спешили. Вот типичный пример культурных различий. Но если агрессивная толпа все-таки начинает громить и крушить все на пути, то бед она наделает одинаково много: хоть в Англии, хоть в Турции, хоть в Китае — где угодно.
толпа — это не обязательно плохо и опасно?
Толпы возникают так легко, по любым поводам и даже без них, потому что нас тянет в толпу. Это глубинная потребность — периодически освобождаться от груза социальных ролей. И вообще от личности, личность ведь — это большой груз, быть личностью все время, постоянно нести ответственность — это очень трудно. Хочется иногда и отдохнуть.
Самые древние ритуалы «растворения» личности — коллективные молитвы и массовые зрелища
Толпа может служить целям сбрасывания агрессии, снятия напряжения. И фестивали, карнавалы, шествия время от времени нам обязательно нужны — чтобы собраться в толпу и «оторваться», отдохнуть от бремени собственных личностей и обязанностей. Другое дело, что такие мероприятия должны быть всегда очень тщательно организованы, их должны планировать люди, понимающие психологию толпы, знающие, как можно с ней работать.
Но любая другая «польза» от толпы очень относительна. Как максимум, толпа может разрушить что-нибудь ненужное и вредное. Скажем, взять плохо укрепленную Бастилию — это сделала именно толпа. Но вот построить на ее месте она ничего не может. Толпа не созидает.
Как можно работать с толпой?
Толпа управляема, причем часто довольно примитивными приемами, которые, конечно, известны специалистам. Для начала надо понимать, что существуют разные виды толпы. Например, если толпа движется с намерением кого-то убивать, то очень правильно внедрить в нее несколько человек, которые изменят поведение толпы: скажем, начнут по дороге бить витрины и грабить дорогие магазины.
Толпа с удовольствием переключится на это занятие и превратится из агрессивной в стяжательную. Если мы говорим о реальной ситуации и реальной угрозе жизням, то главное — обойтись без жертв. И пусть уж лучше пострадают дорогие магазины, чем невинные люди.
А на экспрессивную толпу, например, очень хорошо воздействует музыкальный ритм. В американских посольствах в странах Латинской Америки в свое время этим очень умело пользовались: громко включали всякие зажигательные ритмы, когда под окнами собирались толпы протестующих. А в Южной Африке даже изобрели «музыкальный танк». Он оснащен брандспойтами и мощными громкоговорителями. Движется на толпу и включает громкую ритмичную музыку. И люди реально начинают танцевать.
Еще один классический прием работы с толпой — деанонимизация. Толпа ведь притягательна тем, что растворяет наши личности
И мы иногда совершаем такое, что нам и в голову бы никогда не пришло, будь мы одни или в компании близких людей. И важно разрушить эту анонимность, вернуть людям их личности.
Два классических примера. Первый — из Ильфа и Петрова, когда толпа на улице собирается бить Паниковского. Что делает Остап Бендер? Надевает какую-то псевдомилицейскую фуражку и проникает в ядро толпы: «Что тут у нас, товарищи? Преступник, все ясно, давайте запишем свидетелей — имя и фамилию ваши, пожалуйста». И все — толпа сразу рассеивается!
Второй — из Евангелия, когда Иисус Христос вступается за блудницу, которую собираются побить камнями. Ведь с психологической точки зрения это очень трудный для него момент. Поддержать толпу, сказать — бейте? Ага, а кто тут у нас проповеди о человеколюбии читал? Сказать «не троньте» — ага, так ты, значит, блуд поддерживаешь! Его ответ гениален. Он говорит: «Кто без греха, пусть первым бросит в нее камень». Он возвращает личность каждому в толпе, заставляя людей задуматься о собственных прегрешениях. Это и есть деанонимизация.
Некоторые виды толпы
- Окказиональная толпа — это когда что-то случилось, например авария на улице, и зеваки собираются посмотреть.
- Конвенциальная толпа — это митинг, демонстрация, люди на стадионе перед началом матча: они все собрались с какой-то изначальной целью, но образовали толпу, а у толпы нет единой общей цели и позиционно-ролевой структуры. У нее общее эмоциональное состояние.
- Экспрессивная толпа — это, например, рок-концерт или большое скопление истово молящихся.
- Экстатическая толпа — ее крайнее проявление. Есть агрессивная толпа, которая как раз готова что-нибудь разрушить или оторвать кому-нибудь голову. Естественно, это самый опасный случай.
Зависит ли поведение толпы от ее состава?
Если в толпе есть женщины и дети, то выше вероятность ее превращения в паническую. Это когда люди в ужасе бегут, не разбирая дороги, буквально по головам друг друга, только бы из этой самой толпы выбраться. Женщины и дети первыми поддаются панике, они в этом смысле более чувствительны. И увлекают за собой остальных: дело в том, что звуки высоких тонов являются паникопродуцирующими.
Например, когда калмыцкая конница неслась в атаку и визжала, это производило на врага гораздо более сильное воздействие, чем мужественное басовитое «ура». И для работы с людьми в состоянии паники обязательно нужен низкий, мужской голос. А если в толпе возникает женский визг — это, конечно, сразу повышает риск паники.
Что важно знать обычному человеку, который оказался в толпе
Обычному человеку важно понять, как он из толпы сможет выбраться. Хорошо, например, найти себе какой-то ориентир — здание, памятник, приметное дерево — и понемногу продвигаться в его направлении. Толпа движется волнообразно и хаотично, но если постоянно держать направление на свой ориентир, то вы наверняка до него доберетесь.
Но самая важная вещь — представлять себе, что вы находитесь на работе. Это непросто, но если это удается, то вы защищаетесь от любых эмоций, которыми заражает толпа всех своих участников.
Так, во время стихийных бедствий или социальных потрясений — когда как раз и образуются панические толпы — медики, пожарные или спасатели никогда не впадают в панику. Им может быть очень тяжело, но они делают свою работу, и эта психологическая установка оказывается важнее. Психологическая установка оказывается важнее любых страхов и других эмоций. «Я делаю свою работу — и все остальное отступает».
Об эксперте
Акоп Назаретян — психолог, антрополог, философ, автор книги «Антропология насилия и культура самоорганизации».