Все мы помним сказку про мальчика Кая, чье сердце стало «черствым и ледяным» из-за осколков дьявольского зеркала. Заново обрести чувства и стать самим собой он смог только благодаря любви Герды. А что насчет Кая, которого мы можем встретить в реальной жизни? Можно ли научить его чувствовать?
Что мы знаем о Кае
- Он легко привязывается к людям. Кай не верит своему счастью и постоянству чувства другого человека, поэтому регулярно проверяет его силу и каждый раз радуется результату, но эмоций не показывает. При этом для него характерен резкий переход от «хочу на ручки» до отстаивания независимости и самостоятельности. Выражайте ему ровное, спокойное, постоянное чувство, но иногда и на ручки берите, ведь он «очень взрослый и совсем маленький».
- Боится своих чувств. Кай опасается признать себя «плохим» и отвергает возможность ненависти. Да и ко всем сильным чувствам в целом относится амбивалентно: хочет и боится их.
- У него много мелких страхов. Есть большие страхи — например, умереть и сойти с ума. Вот к ним Кай относится довольно спокойно. Он опасается быть отвергнутым, слабым, неподходящим, поэтому постоянно задается вопросом: «сильный я или слабый».
- Разбирает все понятия на части и собирает вновь в своей версии. Все, к чему Кай прикасается, должно стать «его» — он будто бы наносит свою метку или печать.
- Его плохое состояние – отсутствие воли, мотивации и энергии. Кай не может функционировать, когда у него нет всего того, что обычно помогает ему двигаться вперед. В таком состоянии собеседнику будет казаться, что шестеренки Кая не вращаются, — перед ним гладкое инертное бревно.
- Проявляет полярные чувства в отношении к другим. Золотой середины не существует: это или очень высокая чувствительность, или — деревянность и холод, из-за которых он не способен на элементарную внимательность к переживаниям собеседника.
- Редко бывает одиночкой. Чаще всего Кая можно встретить в компании, причем дружественной и теплой. Он сознательно ищет подобные и создает их сам, но быстро теряет контакт с участниками.
Коучинг с Каем
В работе с Каем важна постепенность и последовательность, иначе возникают резкие откаты и регрессии. Также существенное значение имеют чувство привязанности и доверия, мелодичность и интонационность, которых ему не хватает, но которые он ценит в других.
- Постоянно задействуйте его тело. Находить для этого нужно разные предлоги, но начать можно с телесных практик, причем коротких. Они напоминают про плотность тела, а значит, дают Каю ощущение некоторого гарантированного существования. «В ближайшее время меня никто не съест», — радуется он.
- Посоветуйте ему ремесло. Стать сапожником, шить, вязать, столярничать... Мелкая моторика пробуждает и нормализует Кая. Тем более, чем больше работы, тем меньше он бормочет про себя.
- Обсуждайте с Каем чувства. Сначала это надо делать абстрактно: в каких ситуациях, кем и как они проявляются, например, в книгах и фильмах. И только потом отмечать их в жизни. Пусть он научится фиксировать свои чувства, а затем и чужие: «догадайся, что я почувствовал, когда ты мне сказал вот это таким тоном».
- Не выводите его из ступора. Он должен делать это самостоятельно и по собственной воле. Воля и эмоции никогда не пересыхают до дна — всегда что-нибудь да остается, поэтому не стоит вытягивать их через насильственное «а ну-ка раз, два».
- Но не оставляйте Кая в его воображаемой реальности. Она огромная, в ней ему легко, гораздо легче, чем в настоящей. Не поддавайтесь на его «нам здесь так хорошо, мы как в мамином животике, зачем нам какой-то там внешний мир?». Не ведитесь на привычно-уютные теоретические беседы, тащите его в жизнь — мягко и настойчиво.