Год за годом мы носим одну и ту же одежду, ходим на нелюбимую работу, не можем расстаться с человеком, отношения с которым доставляют нам дискомфорт, терпим токсичное окружение. Почему так страшно что-то менять?
Мы привыкли мыслить, исходя из негативного опыта. Часто так и говорим: «Да, это плохо, но могло быть еще хуже». Или сравниваем себя не с более успешными, а с теми, у кого не получилось: «Вася попытался открыть бизнес и все потерял».
Но если оглянуться вокруг, можно увидеть, к примеру, массу предпринимателей, у которых все получилось. Почему? Да потому что они действительно вложились, причем не только и не столько деньгами, но и временем, энергией, душой. Они начали бизнес не с гигантского кредита, а с тестирования ниши, на которую делали ставку. Все дело в грамотном подходе, но он требует усилий. Куда проще успокаивать себя, что у кого-то не вышло. «Живем не очень, но у кого-то и этого нет».
Рожденные в СССР
Установка «выделяться и высовываться опасно для жизни» — наследие того времени. Слишком много лет нас приучали «ходить по струнке», выглядеть одинаково, говорить одно и то же. Свободомыслие каралось. До сих пор живо поколение, которое это застало, хорошо помнит и воспроизводит в настоящем. Страх словно записан в ДНК. Родители неосознанно прививают это детям: «лучше синица в руке, чем журавль в небе», «не высовывайся, будь как все». И все это из соображений безопасности. Выделяясь, ты можешь привлечь к себе слишком много внимания, а это опасно.
Наша привычка не выделяться, быть «серой мышью», — родом из детства, часто не слишком обеспеченного. Наше поколение одевалось на рынках, мы донашивали за братьями и сестрами, ничего своего практически не было. И это стало образом жизни.
И даже когда мы начали прилично зарабатывать, выйти на новый уровень: поменять стиль, купить желанные вещи — оказалось тяжело. Внутренний голос кричит: «Ой, это не для меня!» И это можно понять: двадцать лет так жили… Как теперь сделать шаг в новый мир и разрешить себе то, что хочется?
Одеться дорого — потерять связь с семьей?
Многие находятся в плену установки: «Я всю жизнь одевался на рынке, донашивал за другими. У нас так принято. Позволить большее — значит разорвать связь с семьей». Кажется, в этот момент мы выйдем из клана, где все носят мешковатую и дешевую одежду.
Но, разрешив себе покупать более дорогие и качественные вещи и выйдя таким образом на новый уровень, можно будет «подтянуть» туда и всю семью, а значит, связь не прервется. Но начинать нужно с себя.
Как с помощью одежды изменить жизнь?
Есть прекрасное выражение: «Притворяйся, пока не сделаешь на самом деле». В создании нового имиджа применять такой подход можно и нужно.
Если женщина хочет стать успешной бизнес-леди, но пока еще находится на стадии мечты и выбора идеи для бизнеса, чтобы почувствовать себя увереннее, стоит ходить на деловые мероприятия и неформальные встречи, одеваясь, как начинающий предприниматель и владелец малого бизнеса в ее собственном представлении. Максимально детально представить себе картинку желанного будущего и начать двигаться к нему, начав с малого, например с одежды.
Более того, если мы покупаем то, что очень нравится, отмахнувшись от мысли, что сумка или сапоги не могут столько стоить (ведь в родительской семье никто никогда столько не получал), со временем и доходы «подтянутся».
Встречают по одежке
Действительно ли можно стать успешнее, если поработать над внешностью, стилем? Приведу пример из практики. У меня была ученица. Я разбирала ее инстаграм-аккаунт (запрещенная в России экстремистская организация) и давала обратную связь. Она занималась организацией предоставления медицинских услуг в Германии. Лечение дорогостоящее — премиум-сегмент. Этому: описанию процедур, рекомендациям — и посвящен ее личный блог. В качестве иллюстраций моя клиентка использовала свои фотографии. Сама она красивая женщина, но фотографии были плохого качества, да и сам образ оставлял желать лучшего: в основном короткие платья в цветочек.
Продумывая свой образ, важно выстраивать цепочку ассоциаций с тем, чем вы занимаетесь, какие услуги предлагаете
Конечно, сегодня все мы уже понимаем, встречать по одежке не совсем правильно. Нужно смотреть на самого человека, на его уровень знаний, опыта. Но, как ни крути, на многое мы реагируем автоматически, бессознательно. И когда видим девочку в цветастом платье, предлагающую медицинские услуги в Европе за огромные деньги, у нас возникает диссонанс. А вот глядя на женщину в костюме, с хорошей укладкой, которая рассказывает о возможностях решить проблемы со здоровьем, начинаем ей доверять.
Так что я посоветовала клиентке перейти на деловые костюмы в светлых тонах (ассоциация с медицинскими услугами) — и это сработало. Продумывая свой образ, важно выстраивать цепочку ассоциаций с тем, чем вы занимаетесь, какие услуги предлагаете. Работа над своим имиджем и личным брендом — вложение, которое обязательно окупится.
Об авторе
Вероника Агафонова — предприниматель, бизнес-тренер, мотивационный спикер.