«Притворяйся, пока не поверишь»: можно ли убедить себя быть позитивным

Навык управления эмоциями часто ассоциируется с внутренней силой и развитым самоконтролем. Неслучайно умение всегда выглядеть позитивно в бизнес-среде стало одним из требований, предъявляемых к профессионализму работника. Но психологи находят все больше свидетельств, что постоянная «дежурная» улыбка может привести к отчуждению от настоящих эмоций и даже стать причиной выгорания.

Эмоции — тоже работа

«Все, что мы ощущаем как внешнее, навязанное, воспринимается нами иначе, чем чувствуемое изнутри, исходящее от чистого сердца, — объясняет Алиша Грэнди, организационный психолог из Пенсильванского университета. — Ирония в том, что, когда вы пытаетесь заставить себя выглядеть позитивным и жизнерадостным, вы терпите неудачу. Как только мозг распознает действие как вынужденное, оно становится сродни насильственному».

Постоянная потребность изображать оптимизм и доброжелательность приводит к отчужденности. Алиша Грэнди обнаружила: когда мы носим на лице улыбку-маску, мы тратим больше энергии и быстрее устаем, чем когда ведем себя соответственно внутреннему состоянию.

«Мы можем какое-то время скрывать чувства — при условии, что у нас есть «убежище», где мы можем побыть настоящими, — говорит психолог. — Но обмануть истинные эмоции с помощью самоконтроля не получится — организм всегда распознает такое действие как эмоциональное усилие и потребует отдыха».

Поощрение или предотвращение?

Если «неаутентичные» чувства для нас в тягость, до какой степени мы вообще можем управлять своим эмоциональным поведением?

Психологи Мионг-Гу Сео, Лиза Барретт и Джин Бартунек предположили, что это зависит от нашей мотивации, которую можно представить в виде континуума с двумя полюсами. Внутри постоянно происходит как бы перетягивание каната. В одну сторону тянет продуктивная функция (мы готовы прикладывать усилия или даже идти на риск, если знаем, что это принесет пользу), в другую — защитная (мы стараемся избегать негативных сценариев)1.

Хотя позитивный настрой и делает нас более устойчивыми, организм мгновенно распознает попытки его обмануть

Похожую концепцию разработал психолог Тори Хиггинс. Он говорит о двух разных мотивациях, которые управляют нашими действиями, — установке на поощрение и установке на предотвращение.

Если мы контролируем свое поведение, боимся допустить ошибки — нами движет мотивация предотвращения. Мы используем эту стратегию, чтобы выжить, но готовы сбросить «маски», как только это будет возможно.

Договориться с внутренним ребенком

Хотя позитивный настрой и делает нас более устойчивыми к потрясениям, организм мгновенно распознает попытки его обмануть. Если наше поведение — это лишь способ защититься или соответствовать требованиям начальника, мы не будем выглядеть по-настоящему убедительными.

По мнению Алишы Грэнди, что касается эмоций, мы все ведем себя как двухлетние дети. Если сказать маленькому ребенку, что делать и чего не делать, он будет упрямиться. Но если превратить задание в игру — в то, что понравится ему самому, — он вовлечется в процесс.

Чтобы стимулировать позитивное мышление, нужно несколько условий: безопасность, ясное понимание цели и творческая свобода для ее реализации. Если мы воспринимаем свои действия как собственный выбор, понимаем, почему нам это необходимо, наше поведение становится естественным. Так работает мотивация поощрения.


1 M. Seo et al. «The Role of Affective Experiense in Work Motivation», Academy of Management Review, 2004, vol. 29.