«Улыбнитесь! У вас рак» — адепты позитивного мышления предлагают относиться к любой, даже очень тяжелой жизненной ситуации как к подарку. Нужно лишь верить в хорошее, и тогда все наладится. Эта установка превратилась сегодня в девиз успешного человека: что бы ни случилось, не поддавайся унынию. Но у позитивного мышления есть обратная сторона: запрещая себе негативные мысли, мы можем загнать себя в тупик.
Позитивное мышление — краеугольный камень современной практический психологии. Система пришла к нам из США и распространилась в основном в виде тренингов личностного роста. Надо сказать, что она очень удачно прижилась на российской почве, основательно «удобренной» деятельностью разного рода гадалок, предсказателей и экстрасенсов. Появились книги, в которых сила позитивного мышления возводилась в абсолют.
Один из примеров — серия «Трансерфинг реальности» Вадима Зеланда. В них достижение успеха сводится к управлению реальностью с помощью мысли. Главное — суметь настроить себя на нужный лад, «выбрать» правильную реальность. Однако на родине позитивного мышления у этого подхода сегодня немало критиков. Один из них — иммунолог и научный журналист Барбара Эренрайх.
Быть позитивным любой ценой?
В книге «Улыбайся или умри: как позитивное мышление одурачило мир» Эренрайх вспоминает, что, когда у нее обнаружили рак груди, некоторые знакомые совершенно серьезно советовали ей сохранять оптимизм и даже принять свое состояние как «дар», увидеть в нем новую возможность.
«В интернете я наткнулась на предложение прислать мне розового плюшевого мишку. И я вдруг почувствовала, что мне не страшна смерть, но невыносима идея умереть с розовым мишкой в руках», — вспоминает она.
Верьте и вам воздастся
Эренрайх пишет, что позитивное мышление зародилось в Америке в конце XIX века — как ответ на жесткую идеологию протестантизма. Согласно идеям протестантов, бог предначертал спасение только для тех, кто упорно и, что важно, успешно трудится. Но что делать, если ваши дела идут не так хорошо, как у других? Смириться с тем, что вас ждут адские муки? Выход был найден: сторонники движения «Новое мышление» объявили, что, так как бог по своей природе добр и желает людям добра, спасение возможно — нужно лишь быть оптимистом.
Постепенно культура позитивного мышления приобрела светский характер, и многие ее идеи в дальнейшем стали частью техник самомотивации (например, в НЛП). В различных тренингах личностного роста используются такие упражнения, как визуализация: чтобы успех пришел к вам, нужно очень четко представить себе его атрибуты (нарисовать мысленным взором картину идеального рабочего места, счастливой семьи, хорошо обставленного дома).
Мы запрограммированы на осмотрительность — это качество помогло выжить нашим предкам
Согласно «закону притяжения», если вы будете мыслить позитивно, то в конце концов притянете к себе благополучие. Барбара Эренрайх с иронией замечает, что мотивационные мероприятия в некоторых крупных компаниях стали похожи на религиозные ритуалы, вроде исполнения гимна компании хором или повторения слоганов на манер буддийских мантр.
Вот упреки, которые Эренрайх адресует адептам позитивного мышления:
Они придают большое значение мыслям, забывая о действиях. Фокусируясь на позитивных моментах реальности, мы действительно можем поддержать свою самооценку и не дать мрачным мыслям вывести нас из равновесия. Но могут ли мысли на самом деле «притянуть» к нам то, что мы хотим?
«Было предпринято множество попыток, чтобы как-то научно доказать эту теорию, — пишет Эренрайх. — Однако, как мы знаем, наша голова не может придвинуть к себе, к примеру, холодильник, — сила этого «теоретического притяжения» настолько маленькая, что она может быть обнаружена только на уровне квантовой физики. Вам не кажется забавным, что квантовая физика по какой-то причине стала оправданием для жульничества и издевательства над всей наукой?»
Они отрываются от реальности. Запрет на негативное мышление может привести к тому, что мы будем игнорировать тревожные сигналы из окружающего мира. В качестве примера Эренрайх приводит финансовый кризис 2008 года и многочисленные случаи банкротства крупных компаний. Их руководители не желали слушать предостережения своих сотрудников, указывавших на возможные последствия слишком рискованных решений, а иногда даже наказывали их за негативный настрой.
Отказавшись признать свое право на грусть, гнев и страх, мы не перестаем ощущать их
«Конечно, мы можем быть общительными и активными, чувствовать единение с другими, но запрограммированы мы на бдительность и осмотрительность. Именно эти качества помогли выжить нашим предкам. Они не говорили: «Все будет хорошо, не беспокойтесь из-за того, что те кусты подозрительно колышутся». Люди, которые в результате выжили, кричали: «Шевелитесь! Это леопард! Бежим! Нет времени на объяснения!»
Они игнорируют свои чувства и чувства других людей. Наши чувства — внутренний индикатор, который отражает наше отношение к какой-то проблеме. Отказавшись признать свое право на грусть, гнев и страх, мы не перестаем ощущать их. Мы просто обманываем самих себя и постепенно перестаем понимать, что же на самом деле ощущаем в той или иной ситуации. Это сбивает с толку, мешает адекватно оценивать обстоятельства и самостоятельно принимать решения. Мы превращаемся в рабов оптимизма.
По мнению Эренрайх, запрет на негативные эмоции, вместо того чтобы улучшить внутреннее состояние, часто дает обратный эффект — приводит к самобичеванию и самоуничижению. Мы виним себя за все плохое, что происходит в нашей жизни, включая обстоятельства, на которые никак не можем повлиять, — ведь они произошли потому, что мы были недостаточно позитивны.
Вместо установки на такой изнурительный оптимизм Эренрайх предлагает трезво смотреть на жизнь и принимать как хорошее, так и плохое, прежде всего — ваши эмоции. «Да, я против позитивного мышления, но вовсе не оправдываю уныние, пессимизм, негатив или депрессию — они точно так же могут оторвать нас от реальности. Я предлагаю радикальное решение — реализм. Просто попробуйте понять, что происходит в мире и как исправить то, что вам мешает или пагубно влияет на вашу жизнь».
Думать о плохом тоже важно
Психолог Фридер Ланг и его команда из университета Эрланген-Нюрнберг проводили длительный эксперимент — как пессимизм и оптимизм влияют на продолжительность жизни. Результаты оказались неожиданными.
Исследователи обнаружили, что среди людей преклонного возраста (от 65 лет и старше) дольше жили те, кто был склонен видеть реальность скорее в мрачных тонах. Критическое отношение к действительности заставляло их проявлять осторожность в поступках и разумно планировать свою жизнь. В итоге они больше заботились о своем здоровье и спокойнее относились к происходящему.
Ланг был не единственным, кто обратил внимание на связь между негативным мышлением и осторожностью. Психолог Гари Клейн изобрел упражнение, которое сегодня используется во многих успешных американских компаниях.
Менеджер собирает сотрудников в зале совещаний и объявляет им: «У меня для вас плохие новости. Наш проект провалился. Что пошло не так?» Такое начало вызывает у собравшихся недоумение, ведь проект еще даже не запущен. Однако это лишь инсценировка. В ходе обсуждения каждый предлагает свое объяснение, указывая на существующие риски. Затем, собрав информацию обо всех уязвимых моментах, команда решает, как сделать так, чтобы устранить их в реальности и избежать провала.
Важно понимать, что любое чувство — это сигнал со стороны организма
Это упражнение можно использовать не только в работе, но и в других сферах жизни. Например, думая о своих отношениях с партнером, представьте себе, что вы расстались. Почему это могло произойти? Как сделать так, чтобы не допустить этого? Или, планируя отдых, постарайтесь сосредоточиться не только на приятных и радостных моментах, но и на возможных проблемных ситуациях: что делать, если вас остановит полиция? куда обращаться, если вы потеряете документы? как действовать, если вы подхватите неизвестный вирус?
Вера в силу позитивного настроя таит в себе опасность. Она может помешать нам трезво оценивать наши возможности, поступки и те события, которые происходят с нами. Разумеется, сохранять присутствие духа важно. Но важно и другое: понимать, что любое чувство — это сигнал со стороны организма. Отвергая его, мы можем потерять контакт со своими истинными потребностями и желаниями.