«Любви нет, есть только доказательства любви», — утверждал французский драматург Жан Кокто. Если так, то что же может служить ее доказательством? Верность? Но она зависит скорее от нашего темперамента, личной морали и господствующих нравов, а не только от глубины чувств к партнеру. Сексуальное влечение? Но оно может со временем угасать, а любовь остается.
Хорошая память на значимые для двоих даты, подарки, желание проводить как можно больше времени с любимым — все это вопрос характеров, вкусов, воспитания. Как же мы понимаем, что наше чувство — настоящая любовь?
Потрясение
«Я люблю!!! И живу теперь с какой-то особой легкостью и постоянно ощущаю счастье, — говорит 28-летняя Наталья. — Когда мы вместе, я не могу отвести глаз от него, мне постоянно хочется к нему прикасаться. Я ощущаю, что мы с ним одно целое. Если же его нет рядом, что бы я ни делала, где бы ни была — все мысли возвращаются к нему. Я постоянно жду его звонка, и, если он не звонит или задерживается, у меня внутри все обрывается: я боюсь, что мы больше никогда не увидимся».
«Мы нередко путаем влюбленность и любовь — их признаки очень похожи, — говорит семейный психотерапевт Мария Федорова. — Мы переживаем восторг и беспокоимся, радуемся и чувствуем боль — наш внутренний мир потрясен до самого основания. Влюбленность обычно длится несколько месяцев, но не больше трех лет. И только по прошествии этого времени можно судить о том, было ли чувство подлинным или это лишь мимолетное увлечение».
После романтической влюбленности приходит длительная глубокая привязанность или отношения заканчиваются. Получается, недостаточно одного накала переживаний, чтобы говорить о настоящей любви. Но каковы другие доказательства?
Ответственность
«С Ольгой я стал внимательнее относиться к своим обещаниям и поступкам, хотя обычно с другими женщинами вел себя более чем легкомысленно, — рассказывает 40-летний Георгий. — Теперь, прежде чем что-то сделать, я думаю о том, как к этому отнесется она. Мне важно сохранить ее доверие. Я люблю ее и боюсь потерять».
Если наши чувства становятся более ровными, но при этом и более глубокими, к нам приходят взаимное понимание и осознание своей ответственности за близкого человека — можно сказать, что влюбленность переросла в настоящую любовь.
«Влюбляясь, мы не видим личность, а пленяемся ею, ибо она отражает идеальный образ, который мы носим в своей душе, — утверждает американский психотерапевт Роберт Джонсон, автор книги „Мы. Глубинные аспекты романтической любви“. — И поэтому влюбленность не что иное, как любовь к самому себе. Подлинная любовь начинается лишь с того момента, когда мы стремимся узнать другого, понять, что он собой представляет как обыкновенный, земной человек, начинаем его любить именно в этом качестве и заботиться о нем».
«Когда пылкая увлеченность перерастает в глубокое чувство, мы начинаем осознавать, что для нас важно не только то удовольствие, которое мы получаем от общения с партнером. Теперь нам важен любимый человек сам по себе, — соглашается психотерапевт Александр Орлов. — Он становится для нас уникальным, как если бы в нем заключалась важная частица нас самих. И мы готовы уже жертвовать многим ради своего чувства».
Так значит, забота и ответственность — это и есть признаки настоящей любви? Тоже нет. Ведь часто бывает, что подобные отношения мы выстраиваем в силу инерции, привычки или мягкости характера.
Влечение
Но есть еще наше тело. Оно ждет возлюбленного, требует его присутствия, прикосновений, его взгляда, ласк. Для 27-летней Екатерины телесные ощущения и есть главное доказательство любви. «Когда я люблю, мне физически не хватает этого человека, — признается Екатерина. — Где бы я ни была, на работе, в кино, с подругой, я вспоминаю о нем и ощущаю его отсутствие. Это напряжение спадает, только когда он находится рядом».
«Наше тело быстрее, чем разум, дает нам понять, что пришла любовь, — говорит сексолог Наталья Стеняева. — Когда мы испытываем сексуальное притяжение, когда нам нравится подолгу быть рядом, касаться друг друга, когда мы становимся восприимчивы к жестам, поведению, словам, запаху партнера, мы знаем, что любим».
Однако приходит время, и супруги, даже страстно друг друга любящие, замечают, что влечение снижается, секс перестает быть в их жизни столь значимым. Французский психоаналитик Франсуаза Дольто говорила о том, что на самом деле партнеры занимаются любовью чаще, чем сами думают: «Это происходит незаметно для них, ночью, когда они просто спят в одной постели. Таким образом мы общаемся друг с другом на самом глубоком уровне, на уровне бессознательного, которое больше проявляет себя именно в это время суток». Значит, и притяжение тел — не безусловное доказательство любви?
Тайна
Может быть, и не стоит пытаться определить, что такое любовь, потому что, раз пожелав разъяснить это чувство силой разума, мы рискуем потерять его навсегда — как это случилось с Психеей.
Героиня греческих мифов проводила жаркие ночи с богом любви Эросом. Но, чтобы сохранить любовь, она не должна была видеть его лица. «Если он не хочет открыться тебе, значит, он чудовище», — шепчут Психее сестры. Ночью, когда Эрос уснул, она взяла лампу и осветила его лицо. Бог любви оказался таким красивым! Девушка задрожала от волнения, и капля раскаленного масла упала на тело возлюбленного. Он проснулся… и навсегда ушел от нее. За приобретенное знание Психея поплатилась любовью.
Об этом пишет Карл Густав Юнг в автобиографической книге «Воспоминания, сновидения, размышления»: «Я многократно сталкивался с таинством любви и никогда не мог объяснить, что же оно собой представляет. В нем сосредоточены величайшее и малейшее, отдаленнейшее и ближайшее, высочайшее и глубочайшее, и мы не можем говорить об одной из сторон, умалчивая о противоположной. Человек может придумывать для любви какие угодно названия, но это будет только бесконечный самообман. Если же у него есть хотя бы капелька мудрости, он отбросит бесплодные попытки».
Мы не знаем, как зарождается и откуда берется любовь, не можем дать ей одно-единственное, исчерпывающее определение — и все же это почти «несуществующее» чувство способно перевернуть всю нашу жизнь. Возможно, нам стоит просто признать, что только каждый из нас по каким-то лишь ему понятным признакам может сказать, что пришла любовь.
Ловушки любви с первого взгляда
Обжигающее чувство, чудесная боль… Нежданная встреча — и вот уже мощная волна мгновенно перенесла влюбленных на другую планету, где ощущения и желание обострены до предела… Но может ли любовь с первого взгляда перерасти в длительные отношения?
«Она случается внезапно, полностью захватывая все существо влюбленного, — рассказывает психотерапевт Глеб Лозинский. — Его сознание фокусируется только на мыслях об одном человеке, на его образе, влечении к нему». Это энергичное, мощное чувство вспыхивает, казалось бы, совершенно необъяснимо. И множество ловушек мешают ему перейти в длительные отношения.
Любовь с первого взгляда чаще всего обрушивается на тех, кто меньше всего ее ждет. Охваченные любовной лихорадкой, они начинают верить в то, что это самое большое чувство в их жизни. И эта ошибка дорого обходится: некоторые из нас бросают все на произвол судьбы, оставляют жену или мужа, детей, работу.
«Ожидание же любви заставляет вести себя осторожнее, — говорит аналитический психотерапевт Татьяна Ребеко. — Лучше понимать, что речь идет о временной вспышке, и сгоряча не принимать радикальных решений». Другая ловушка — мнимая взаимность. Мы уверены, что встретили человека, с которым будем счастливы. Он посылает нам этот сигнал не только помимо нашей воли, но и помимо своей. И взаимность при этом, конечно, не гарантирована. Но влюбленный может зациклиться и продолжать любить, страдая.
«Единственное решение — принять как данность, что этот мираж видим мы одни, и попытаться перенаправить свое внимание», — продолжает Татьяна Ребеко. Кроме того, на фоне такой неземной любви все прошлые отношения кажутся мелкими и пресными. И когда чары рассеиваются, влюбленные чувствуют настоящее опустошение.
И все же множество прекрасных семейных историй начинаются именно с любви с первого взгляда. Их длительность зависит от того, насколько партнерам удается отстраниться и увидеть свои чувства со стороны. Могут ли они строить отношения с реальным человеком? Находят ли честный ответ на вопрос: почему он занял такое место в моей жизни? Чтобы у пары было будущее, нужно, чтобы за первым, затуманенным взглядом друг на друга последовал второй, более трезвый и земной.
Признания в любви
В один прекрасный день у них дрогнуло сердце, потому что они поняли: это ОН, это ОНА. Нашим героям от 25 до 60 лет, но они с одинаковым волнением вспоминают начало своей любви.
Юля, 25 лет
Я поняла, что люблю его, после первой ссоры. Всю ночь я сочиняла письмо: извинялась и признавалась в любви. Получилось глупо. Решила уместить все в сообщение. За этим занятием и застал меня утром Сергей…
Сергей, 23 года
Мы поссорились, а потом полночи болтали по телефону и почему-то договорились до того, что нам стоит расстаться. Я не спал всю ночь, а утром примчался к Юле с букетом. А она в это время сочиняла мне сообщение с признанием в любви.
Саша, 26 лет
Все начиналось как легкий роман. Но однажды я понял: мои чувства глубже, чем казалось, и я готов к серьезным отношениям. После этого все в жизни стало меняться со стремительной скоростью.
Юля, 25 лет
С Сашей мы вместе работали в рекламном агентстве: отношения сложились хорошие, мы легко понимали друг друга. В последнюю ночь январских каникул мне приснился про него романтический сон. На следующий день на работе я увидела Сашу другими глазами.
Андрей, 47 лет
Мы работали вместе шесть лет, но друг на друга никогда не смотрели. Потом вышла моя первая книга. Ирина ее прочитала и сказала мне то, что мне важно было услышать. Меня это зацепило, я пригласил ее на пикник. Весна, холодно, она в белых кожаных перчатках. Вдруг бумажный стаканчик с «Саперави» в ее руке порвался, и перчатки были безнадежно испорчены. А она даже виду не подала. Тут-то я и понял: наш человек!
Ирина, 49 лет
У нас были деловые отношения. А потом я стала замечать интерес Андрея к себе и тоже решила присмотреться к нему. И после этого само собой возникло ощущение, что с этим человеком я могу счастливо прожить всю оставшуюся жизнь.
Ибрагим, 37 лет
С Асет мы изредка встречались. Но однажды я увидел ее с цветами в руках рядом с другим мужчиной, и в этот момент мир изменился. Внутри меня разгорался непонятный огонь. Это была жгучая ненависть к тому парню и огромная нежность к ней.
Асет, 33 года
У меня было много поклонников, хотя так настойчиво меня никто не добивался. Ибрагим оказался самым преданным из всех. Осознание того, что это сильное, не отпускающее ни на минуту чувство, пришло, когда я подумала: а что если придется выбирать между родителями и будущим мужем? На Кавказе с семьей не шутят, родные — это вся твоя жизнь. И тут я испугалась: я выбрала Ибрагима.
Сергей, 56 лет
Вечер, снег, мороз, не слишком ярко освещенная Москва. Угол Музея революции. Я стоял около машины. После новогодних праздников меньше всего хотелось какого-либо движения. И вдруг я побежал наверх, к Красной площади. Только у входа в ГУМ осознал, что заставило меня внезапно сорваться с места: за несколько минут до этого я сквозь снег, издалека, увидел проходившую мимо девичью фигуру. Что мог я различить на таком расстоянии? Однако какая-то сила заставила меня броситься вслед. Догнал ее и сказал самое простое и неожиданное: «Девушка, я пока отдышусь, а вы расскажите о себе». Предложение я сделал на третий день нашего знакомства.
Галина, 54 года
Зимним воскресным вечером я была приглашена на выставку в Манеж. Папа, которого я приехала навестить из Ленинграда, долго уговаривал меня никуда не ходить в такой мороз. Пересилив себя, я все же собралась и вышла из дома. Москву я знала весьма условно, поэтому, не без приключений доехав до станции «Площадь революции», опять запуталась и вместо Манежа пошла в сторону ГУМа. К знакомству на улице мое отношение было резко отрицательным, но судьба в этот вечер действовала по своему плану. Я шла по пустынной улице, когда вдруг за спиной услышала слова, которые меня обезоружили. Обернувшись, поняла: выставка в Манеже пройдет без меня.
Ольга, 54 года
Виктор сел за рояль и заиграл серенаду Шуберта. В этот момент во мне что-то перевернулось… Я поняла, что с помощью музыки он говорит мне о своих чувствах. Я буквально ощутила, что еще немого — и он сделает мне предложение.
Виктор, 61 год
Сначала Ольга понравилась мне внешне. Человеческий интерес возник потом. Мы встречались и шли в театр, на концерт — оказалось, мы оба любим искусство. Через три недели после первой встречи я понял: она — человек, который мне нужен.
Семейный психотерапевт, консультант Института групповой и семейной психологии и психотерапии (ИГиСП)
Психолог, психотерапевт, доктор психологических наук, профессор НИУ ВШЭ, соучредитель и первый президент Российского Общества человекоцентрированного подхода
Сексолог
Психотерапевт
Юнгианский аналитик, член Московской ассоциации аналитической психологии (MAAP), член Международной ассоциации аналитической психологии (IAAP)