«Когда вышел закон о запрете курения в общественных местах, в частности в кафе, я выпал в осадок, — вспоминает 37-летний Даниил. — Я курил по 2 пачки в день, и жизнь без сигарет мне казалась немыслимой. Потом, чтобы не переживать свои эмоции как насилие над собой, я решил бросить до того, как закон запретил бы мне курить. Каково мне? Трудно сказать. Борюсь. Держаться трудно. Я спрашиваю себя, правильно ли я поступил, и сам себе отвечаю: здоровью точно будет полезно, да и я приобрел некую легкость».
Даниил отнюдь не единственный пример: по данным Минздрава, за время антитабачной кампании число курильщиков снизилось почти на 15%. А наше министерство здравоохранения в 2020 году получило награду Всемирной организации здравоохранения за вклад в борьбу с курением.
41-летняя Елена не курит уже 2 года: «А мне ведь очень нравилось! Мне каждую минуту не хватает сигареты. Но я держусь и стараюсь не начинать заново, потому что сам процесс, когда я бросала, проходил очень тяжело. Мне кажется, что мне всю жизнь будет не хватать курения. Я все еще курильщица, которая просто не поддается соблазну и будет стараться не поддаваться до конца своих дней».
Закоренелый зависимый курильщик навсегда им и останется, даже если он бросил
«Он остается им до мозга костей на протяжении года, физиологически и психологически, поведенчески и социально», — утверждает Джакомо Манджарачина, президент итальянского общества по борьбе с курением.
Это значит, что человек может заново начать курить как после полугода, так и после 15 лет перерыва. Тоска по табаку с трудом покидает курильщиков. Большая часть из них живет воспоминаниями о наслаждении, радости и утешении, которые им давала сигарета.
И тем не менее они каждый день борются с соблазном. Эта борьба бесконечна. Все бывшие курильщики признают: бросить курить им стоило огромного усилия. Но те, кто смог пережить этот тяжелый период «ломки», приучили свое тело жить без табака. Победившие соблазн утверждают — их личность изменилась, когда они избавились от этой вредной привычки.
Боритесь с соблазном
Все бывшие курильщики признаются в своей слабости перед табаком. Ностальгия по удовольствию не дает большинству бросить сразу, в один момент. Некоторым ближе амбивалентное отношение к курению. Сам тандем «сигарета-зажигалка» уже совмещает в себе малую толику утраченных ощущений.
36-летний Олег бросил курить 3 года назад: «Меня постоянно окружают курящие люди. Иногда я делаю пару затяжек, но у меня начинает кружиться голова. Так что я теперь пассивный курильщик, и мне, пожалуй, это нравится».
40-летний Антон не курит год: «Не проходит дня, чтобы я не хотел покурить. Но я держусь. Только в особенных случаях я позволяю себе сигарету, если это происходит на вечеринке или в гостях, я долго ищу кого-нибудь курящего, чтобы у него „стрельнуть“».
Другие, чтобы устоять, прячутся за тотальной нетерпимостью к курению
Они возводят настоящую стену между собой и сигаретами. После 20 лет курения по 2 пачки в день 42-летний Максим теперь не переносит дыма: «Я не могу из-за него дышать, просто задыхаюсь». Он даже не принимает курящих на работу.
«Агрессия, — продолжает Манджарачина, — выявляется только в некоторых случаях. Речь идет о проективном феномене, который может быть очень хорошо проконтролирован: это как если бы вы наказывали себя через других людей».
Для кого-то табак — это наслаждение, ассоциирующееся с окружающими. В таком случае бросить курить — значит отказаться от всех нитей, связанных с этой зависимостью.
«Бросая курить, — говорит 29-летняя Алина, — я также завязала с алкоголем, тусовками, отказалась от некоторой еды. Практически на определенный период я бросила даже дышать...» Это пример создания тотального контроля над собственной жизнью, лишения себя почти всего, только бы не сломаться.
Фактически всех мучает одна и та же навязчивая идея: сорваться. Все бывшие курильщики, ну или почти все, после безрезультатных попыток должны были признать, что табак сильнее них. Только в очень редких случаях прожженному курильщику удается бросить с первого раза: как правило, нужны 2-3 попытки, чтобы победить зависимость.
Научитесь перераспределять свое время
Почему бросить курить так трудно? Потому что привыкание имеет физиологическую природу, и тело требует свою ежедневную дозу. Однако этого объяснения недостаточно.
«Согласно неопровержимым статистическим данным, 60-70% курящих женщин и 30% курящих мужчин имеют психологические проблемы и им нужна была бы поддержка, даже если бы они не курили, — объясняет Альдо Нагар, психолог, директор гипнотерапевтического центра по избавлению от курения.
— Доза никотина принимается для улучшения душевного состояния. Сигарета — невероятный наркотик, обладающий анксиолитическими и антидепрессантными свойствами. Терапия симптоматична: когда куришь, становится легче, но проблемы никуда не деваются. Когда бросаешь, то оказываешься лицом к лицу с собственной хрупкостью».
Это та причина, по которой консультанты предлагают психологическую поддержку тем, кто хочет бросить. Настоящая терапия совмещает использование никотинового пластыря и прием антидепрессантов.
Первые месяцы часто самые тяжелые. Открыв занавес между собой и реальностью, мы начинаем воспринимать повседневную жизнь такой, какая она есть. Со всем ее светом и мраком, без каких-либо дополнительных ресурсов, кроме тех, что мы черпаем в себе.
Конец курения означает в некотором смысле конец и другим жизненным иллюзиям
«Я бросила курить, потому что боялась умереть, — продолжает Елена, — но это как сломать ногу и потерять костыль. Я вновь оказалась наедине со своими страхами. У меня было ощущение, что я одна должна все разруливать, без поддержки и помощи. Бросить курить для меня значило встретиться с собой. Мне было 35, настал момент подведения итогов и радикальных перемен в жизни. Для меня бросить курить на символическом уровне стало способом подчеркнуть этот перелом».
Сигарета придает уверенности, курение порождает целый ритуал: открыть пачку, вытащить сигарету, прикурить… Это, в некотором смысле, ритм жизни. А без табака приходится реорганизовывать свое время.
«Теперь я меньше мечтаю, — говорит 36-летний Владимир. — Без перекуров лучше и больше работаю. Сигарета помогала мне думать, без нее же я стал активнее, работаю тщательнее, серьезнее… и больше не витаю в облаках».
Откройте для себя другие удовольствия
40-летняя Ирина и 42-летний Валерий бросили курить вместе. Валерий курил по 2 пачки, Ирина ограничивалась одной. Однажды Валерий решил избавиться от этой вредной привычки, Ирина последовала его примеру — ни один не хотел быть хуже другого. Они искали альтернативы. «Прежде всего, чтобы отвлечься», — объясняют супруги.
Валерию оказались ближе физические нагрузки — бег, велосипед, садоводство, а Ирина нашла утешение в еде, впрочем, как и многие закоренелые курильщики, которые таким образом пытаются заменить одно удовольствие другим.
«Пару раз, когда я замечала, что я вот-вот рассвирепею, я закуривала, — признается Елена. — Сейчас в минуты злости я глубоко дышу. Или выхожу из комнаты, будто иду искать пачку сигарет. Я воспроизвожу то же движение, но по другой причине. Но я понимаю, что это ничего не несущий в себе жест».
Многие бывшие курильщики рассказывают, что поменялись некоторые черты их характера
«Жизнь без табака сделала меня более серьезной, менее веселой, — заявляет 29-летняя Полина. — Я несколько утратила беспечность, но мне больше не нужна сигарета, чтобы общаться с людьми, успокоить нервы или бороться с трудностями».
40-летняя Екатерина, в свою очередь, понимает, что воздержание укрепило ее как личность: «Сигарета помогала мне сдерживать агрессию по отношению к окружающим. А теперь я более расслабленна и собрана». Кроме того, она обнаружила, что множество маленьких радостей, которые она связывала с сигаретой, — просмотр фильма или ужин с друзьями, — связаны с ней не были.
Воспоминание о табаке со временем меняется. Жизнь перестраивается. Победив, ни один из бывших курильщиков не думает о том, чтобы намеренно снова закурить и впасть в зависимость.
«Когда я бросила, я стала ближе к другим людям, — заключает Елена. — Раньше я каждые 15 минут перекуривала, оставляя детей или друзей за столом на общем ужине». Подумайте об этом: табак разделяет курящих и некурящих, но вторых все равно оказывается больше.