Что объединяет талантливых писателей, математиков, художников, музыкантов и можно ли воспитать гения? Ответа на этот вопрос до сих пор нет, но есть факты, которые подтверждают — общие характеристики у всех одаренных людей существуют, и по ним можно определить будущего гения.
Три клика
«Для гениев характерен определенный набор одних и тех же черт характера», — утверждает автор биографий Бенджамина Франклина, Альберта Эйнштейна и Стива Джобса Уолтер Айзексон.
С одной стороны, их объединяет любовь к простоте. К примеру, во время разработки плеера iPod Стив Джобс потребовал, чтобы для поиска любой песни пользователь делал не более трех кликов. Его команда догадалась использовать колесо прокрутки и справилась с задачей еще более эффективно.
Другой особенностью Джобса был перфекционизм — еще один общий симптом гениальности для героев всех его книг.
Безумство храбрых
Научный сотрудник факультета психологии Стэнфордского университета Конни Стронг утверждает, что творческие люди — неважно, поэтические натуры или талантливые математики — во время интенсивной работы склонны к биполярным расстройствам.
Она выяснила, что творческие люди способны испытывать значительно более широкой спектр эмоций, чем средний человек, и за счет этого существенно выигрывают.
Наиболее эффективны именно группы выдающихся людей. Они усиливают сильные стороны друг друга
«Выдающиеся художники в процессе работы в 10–30 раз чаще страдают от маниакальной депрессии и общей депрессии, — убежден клинический психолог Университета Джонса Хопкинса Кэй Джэмисон. — Это не означает, что гении непременно мучаются, когда трудятся над шедевром. Люди с маниакальной депрессией могут быть чрезвычайно ранимы и при этом невероятно самоуверенны. И именно эта самоуверенность необходима, когда ты разрушаешь общепринятые рамки в искусстве и делаешь то, что до тебя не делал никто».
Не одиночки
Признаком гения мы все же считаем не психические отклонения, а его достижения в своей области. Для гениев невозможен компромисс. Их предназначение — интеллектуальный прорыв и создание вещей, которые до них просто не существовали. Стив Джобс утверждал, что перед запуском Macintosh он не проводил никаких маркетинговых исследований, потому что люди сами не знали, чего они хотят.
Однако биограф Уолтер Айзексон считает, что гений не идет один по дороге к величию. В арсенале того же Стива Джобса были десятки талантливых инженеров и дизайнеров.
«Наиболее эффективны именно группы выдающихся людей. Они прикрывают слабые места и усиливают сильные стороны друг друга», — говорит Айзексон. Он отмечает, что, несмотря на свою резкость и нетерпимость в отношениях с собственными сотрудниками, Джобс обладал даром разрушать барьеры в общении и собирать вокруг себя самых преданных делу людей.