Искусственный интеллект, цифровизация, апгрейд навыков, смена карьерных траекторий… Кажется, что новые технологии уносят нас в мир неизведанного на космической скорости. «Нужно бежать со всех ног, чтобы только оставаться на месте, а чтобы куда-то попасть, надо бежать как минимум вдвое быстрее!» — это провидческое высказывание главной героини «Алисы в Стране чудес» Льюиса Кэрролла сегодня легко может стать эпиграфом нашей профессиональной биографии.
Мы постоянно учимся, осваиваем новые технологии. И все же испытываем некоторую растерянность: кому мы нужны в этом быстро меняющемся мире? 40% россиян недовольны уровнем своих цифровых компетенций, по данным ВЦИОМ. Что поможет подружиться с диджитал-технологиями и построить карьеру в Сети?
Тренды для карьериста
Изменением, которое затронуло почти всех, стал переход на удаленную работу. «На рынке труда в одно мгновение размылись географические границы и появилась возможность набирать сотрудников в разных регионах и странах, — рассказывает HR-специалист, генеральный директор веб-сервиса по подбору персонала Дина Баясанова. — Работники и работодатели больше не привязаны к конкретной географической локации.
У нас появилась возможность выбирать компании, в которых мы хотим работать, не только на локальном рынке, но и на глобальном. Однако с расширением географии повысилась и конкуренция. Приходится задумываться, какие компетенции помогут сохранить работу или продвинуться по карьерной лестнице».
Оказалось, что для работы в Сети важны совсем другие качества, чем для офисных будней. На пике востребованности сейчас такие личностные компетенции, как гибкость, адаптивность, самодисциплина и самомотивация. Без них мы просто не сможем успешно работать онлайн.
Цифровизация работы стала одним из самых важных трендов на рынке труда. Мы почти каждый день пользуемся программами для видеозвонков, привыкли участвовать в онлайн-конференциях, проходить обучение и даже сдавать экзамены удаленно. Но с этим связаны и трудности.
«Для меня было очень необычно проводить переговоры с клиентами по Зуму, — рассказывает 34-летняя Вероника. — Я не знала, как показать презентацию, создать общий чат, настроить звук, да и просто добавить пользователей. Хотелось отмотать время назад, чтобы все было по-старому, привычно. Я была растеряна, больше не чувствовала себя профессионалом, боялась включать камеру, злилась на себя за то, что все так медленно делаю».
Страшно vs интересно
Некоторым из нас технические навыки даются нелегко, а другие с лету осваивают все возможности платформ для удаленной работы. Почему так происходит? С точки зрения восприятия виртуального мира всех можно разделить на технофилов и технофобов.
Первые, а это примерно 75% пользователей, положительно относятся к новым технологиям: они считают, что цифровизация приносит пользу, улучшает жизнь и помогает решать реальные проблемы1. Технофилы быстро осваиваются с новыми программами и приложениями, спрашивают у коллег, если им что-то непонятно: как включить голосование, показать слайд.
А вот технофобы, которых среди нас около 25%, скорее будут молчать и ждать, когда им подскажут, на какую кнопку нажать, или просто проигнорируют новую опцию. Они не готовы обращаться за помощью, обсуждать свой пользовательский опыт. Новая технология для них — просто инструмент решения задачи, но не средство коммуникации. Но это отношение можно изменить.
«Мы все сейчас находимся в одинаковых условиях, — поясняет социальный психолог Тимофей Нестик. — Представьте, что вы исследуете необитаемый остров и вам жизненно важно узнать как можно больше фактов о нем. А теперь напишите коллеге в чат и спросите о том, что вам непонятно. Даже негативный опыт можно преодолеть с помощью коммуникаций. Так вы убедитесь, что технология безопасна, потому что другие уже приручили этого зверя».
Что поможет остаться на плаву?
Борис Зубков, психолог, разработчик психологических онлайн-тренажеров
Не все предсказания сбываются. И все же тенденции рынка труда в Сети подсказывают, что больше шансов быть востребованными у тех, кто...
- ...выбирает виды деятельности, где человек выигрывает. У искусственного интеллекта пока нет креативности и эмпатии. Поэтому будут востребованы качества, которые важны для социального взаимодействия: мастерство общения, эмпатия и чувство юмора.
- ...шлифует свои профессиональные навыки. Скоро роботы смогут общаться с нами по телефону или в мессенджерах настолько хорошо, что мы не отличим их от человека. Чтобы быть востребованным продавцом, придется доводить мастерство общения до совершенства.
- ...обеспечивает работу других профессионалов. Будут востребованы те, кто создает и укрепляет команду, заботится об условиях труда, доносит смыслы и отвечает на тревоги и беспокойства членов коллектива.
- ...занимается творчеством. Алгоритмы могут предсказать, станет ли книга бестселлером, вырастет ли в цене картина малоизвестного художника в следующем году. Но заниматься творчеством — все еще прерогатива людей. Интерес к историям, рассказанным словами на бумаге или красками на холсте, останется навсегда.
- ...занят в социальной сфере. Любовь, воспитание детей, забота о близких, обучение, общественный статус — то, в чем мы нуждаемся и к чему мы всегда будем стремиться. В этих областях деятельности мы обязательно найдем что-то востребованное.
Око Саурона
Некоторые из нас боятся, что с помощью цифровых технологий их поведение будут контролировать извне или что их геолокацию могут отследить, поэтому заклеивают камеру на смартфоне или ноутбуке.
Мы стали заложниками парадоксальной ситуации, указывает Тимофей Нестик: с одной стороны, цифровые средства для дистанционной работы развиваются и мы не можем не использовать технологии, с другой стороны, мы их боимся. Похоже, должно пройти время, чтобы мы привыкли, начали доверять Сети и перестали воспринимать ее как всевидящее око Саурона.
Но сегодня мы уже действительно не можем просто уйти после работы домой и остаться наедине с собой или с самыми близкими. «Появление удаленной работы привело к тому, что мы постоянно находимся в состоянии совершенной обнаженности, публичности, — констатирует Тимофей Нестик. — Во время пандемии граница между интимным и публичным была сметена начисто.
И мы оказались уязвимыми даже не с точки зрения контроля, а с точки зрения того, что были разрушены социальные ритмы, которыми мы маркировали свое пространство, разграничивая личное и публичное. Поэтому нам захотелось совсем отключиться от цифрового мира, стать невидимыми в Сети.
Кроме того, многие из нас почувствовали на себе признаки выученной информационной беспомощности: мы стали думать, что ни один канал информации не заслуживает доверия — ни блогеры, ни официальные СМИ. Недоверие к цифровым технологиям как средствам коммуникации затрудняет перевод рабочих процессов в цифровую среду».
Но деваться некуда: мы можем не смотреть новости и не читать френд-ленту, однако как инструмент работы Сеть с нами, скорей всего, навсегда.
Смена образа
Мы создали цифровую среду, а теперь она пересоздает нас, благодаря ей мы гораздо быстрей и подробней, чем прежде, знакомимся с личной жизнью коллег, как и они — с нашей. «Мы больше не представляем собой одномерные образы с ярлыками «руководитель» или «сотрудник», которые навечно повернуты друг к другу одной стороной, — отмечает Тимофей Нестик.
— Теперь приходится принимать себя и коллег целиком, со всеми интересами, семейными проблемами, увлечениями. Открываясь по-новому в Сети, мы переходим от модели поддержания благополучия работника к модели обеспечения благополучия личности».
Нам больше не интересны работодатели, которых волнует лишь наше обучение, управление эмоциональным тонусом, временем, стресс-менеджмент или поддержка коммуникаций, — этого мало. С помощью сетевой работы, которая заполнила жизнь, мы хотим выстраивать стратегию своего благополучия и жизненного успеха.
Тренд ближайших пяти-семи лет — замещение традиционных профессий гибридными, цифровыми, считает Дина Баясанова. И мы вскоре станем переводчиками между машинами и другими людьми. Например, модифицируется профессия водителя: он больше не будет крутить баранку, а превратится в оператора машин, которые обеспечивают качество сервиса.
Психолог останется с нами как собеседник, но его инструменты станут цифровыми, как и во многих других профессиях. Например, вчерашним днем станет тестирование личностного профиля во время консультации: психометрические тесты клиент будет проходить в Сети самостоятельно.
Чат-боты и роботы, функционал которых улучшается с каждым днем, станут нашими помощниками. Но не заменят нас. Эмпатия, эмоциональный интеллект, возможность чувствовать, а не только мыслить, — вот то, что отличает нас от машин. И этот «исходный софт» поможет нам не только быстро менять траекторию карьеры, но и управлять новыми ресурсами.
Уверенность в этом придает опыт 2020 года, который показал: любой бизнес (кроме услуг, которые оказываются вручную) может перейти в онлайн.
Собеседование по новым правилам
При устройстве на работу нам сегодня могут предложить пройти тестовые задания, собеседование онлайн или даже поиграть в игры. Что полезно при этом учесть?
Онлайн-собеседование. Вам присылают вопросы в виде текста, а отвечаете вы на них вслух, записывая себя в формате видеоинтервью, и запись отправляете работодателю. Затем HR-специалисты оценивают кандидатов с помощью новых компьютерных инструментов, используя системы распознавания лиц, мимики и жестов. Как подготовиться к собеседованию онлайн? «Представьте, что за экраном компьютера находится ваш потенциальный работодатель и вы рассказываете о своих компетенциях, — советует специалист по подбору персонала Дина Баясанова. — Ведите себя максимально естественно, одежда в традиционном для компании стиле тоже добавит плюсы».
Тестовые задания и кейс-симуляции. Эта альтернатива собеседования становится очень востребованной. Зачем расспрашивать кандидата о прошлых успехах, если можно сразу проверить его в деле? Пройти профессиональные тесты помогут опыт и ранее приобретенные навыки. А вот с кейс-симуляторами немного сложнее. Вам могут предложить поиграть в онлайн-игру, чтобы по поведению определить личностный профиль. На какие критерии обратит внимание HR-специалист? На ваше поведение в команде, навыки лидерства, стрессоустойчивость и адаптивность. Игры-симуляции применяются во многих компаниях. Например, в России «Сбер», набирая разработчиков, предлагает им поиграть в «эпичные игры для программистов» SberCraft. Победитель получает желанный приз — приглашение на новую работу.
1 Г. Солдатова, Е. Рассказова, Т. Нестик «Цифровое поколение России: компетентность и безопасность» (Смысл, 2017).