Кому мы нужны?

Искусственный интеллект, цифровизация, апгрейд навыков, смена карьерных траекторий… Кажется, что новые технологии уносят нас в мир неизведанного на космической скорости. «Нужно бежать со всех ног, чтобы только оставаться на месте, а чтобы куда-то попасть, надо бежать как минимум вдвое быстрее!» — это провидческое высказывание главной героини «Алисы в Стране чудес» Льюиса Кэрролла сегодня легко может стать эпиграфом нашей профессио­нальной биографии.

Мы постоянно учимся, осваиваем новые технологии. И все же испытываем некоторую растерянность: кому мы нужны в этом быстро меняющемся мире? 40% россиян недовольны уровнем своих цифровых компетенций, по данным ВЦИОМ. Что поможет подружиться с диджитал-технологиями и построить карьеру в Сети?

Тренды для карьериста

Изменением, которое затронуло почти всех, стал переход на удаленную работу. «На рынке труда в одно мгновение размылись географические границы и появилась возможность набирать сотрудников в разных регионах и странах, — рассказывает HR-специалист, генеральный директор веб-сервиса по подбору персонала Дина Баясанова. — Работники и работодатели больше не привязаны к конкретной географической локации.

У нас появилась возможность выбирать компании, в которых мы хотим работать, не только на локальном рынке, но и на глобальном. Однако с расширением географии повысилась и конкуренция. Приходится задумываться, какие компетенции помогут сохранить работу или продвинуться по карьерной лестнице».

Оказалось, что для работы в Сети важны совсем другие качества, чем для офисных будней. На пике востребованности сейчас такие личностные компетенции, как гибкость, адаптивность, самодисциплина и самомотивация. Без них мы просто не сможем успешно работать онлайн.

Цифровизация работы стала одним из самых важных трендов на рынке труда. Мы почти каждый день пользуемся программами для видеозвонков, привыкли участвовать в онлайн-конференциях, проходить обучение и даже сдавать экзамены удаленно. Но с этим связаны и трудности.

«Для меня было очень необычно проводить переговоры с клиентами по Зуму, — рассказывает 34-летняя Вероника. — Я не знала, как показать презентацию, создать общий чат, настроить звук, да и просто добавить пользователей. Хотелось отмотать время назад, чтобы все было по-старому, привычно. Я была растеряна, больше не чувствовала себя профессионалом, боялась включать камеру, злилась на себя за то, что все так медленно делаю».

Кому мы нужны?

Страшно vs интересно

Некоторым из нас технические навыки даются нелегко, а другие с лету осваивают все возможности платформ для удаленной работы. Почему так происходит? С точки зрения восприятия виртуального мира всех можно разделить на технофилов и технофобов.

Первые, а это примерно 75% пользователей, положительно относятся к новым технологиям: они считают, что цифровизация приносит пользу, улучшает жизнь и помогает решать реальные проблемы1. Технофилы быстро осваиваются с новыми программами и приложениями, спрашивают у коллег, если им что-то непонятно: как включить голосование, показать слайд.

А вот технофобы, которых среди нас около 25%, скорее будут молчать и ждать, когда им подскажут, на какую кнопку нажать, или просто проигнорируют новую опцию. Они не готовы обращаться за помощью, обсуждать свой пользовательский опыт. Новая технология для них — просто инструмент решения задачи, но не средство коммуникации. Но это отношение можно изменить.

«Мы все сейчас находимся в одинаковых условиях, — поясняет социальный психолог Тимофей Нестик. — Представьте, что вы исследуете необитаемый остров и вам жизненно важно узнать как можно больше фактов о нем. А теперь напишите коллеге в чат и спросите о том, что вам непонятно. Даже негативный опыт можно преодолеть с помощью коммуникаций. Так вы убедитесь, что технология безопасна, потому что другие уже приручили этого зверя».

Что поможет остаться на плаву?

Борис Зубков, психолог, разработчик психологических онлайн-тренажеров

Не все предсказания сбываются. И все же тенденции рынка труда в Сети подсказывают, что больше шансов быть востребованными у тех, кто...

  • ...выбирает виды деятельности, где человек выигрывает. У искусственного интеллекта пока нет креативности и эмпатии. Поэтому будут востребованы качества, которые важны для социального взаимодействия: мастерство общения, эмпатия и чувство юмора.
  • ...шлифует свои профессио­нальные навыки. Скоро роботы смогут общаться с нами по телефону или в мессенджерах настолько хорошо, что мы не отличим их от человека. Чтобы быть востребованным продавцом, придется доводить мастерство общения до совершенства.
  • ...обеспечивает работу других профессионалов. Будут востребованы те, кто создает и укрепляет команду, заботится об условиях труда, доносит смыслы и отвечает на тревоги и беспокойства членов коллектива.
  • ...занимается творчеством. Алгоритмы могут предсказать, станет ли книга бестселлером, вырастет ли в цене картина малоизвестного художника в следующем году. Но заниматься творчеством — все еще прерогатива людей. Интерес к историям, рассказанным словами на бумаге или красками на холсте, останется навсегда.
  • ...занят в социальной сфере. Любовь, воспитание детей, забота о близких, обучение, общественный статус — то, в чем мы нуждаемся и к чему мы всегда будем стремиться. В этих областях деятельности мы обязательно найдем что-то востребованное.
Кому мы нужны?

Око Саурона

Некоторые из нас боятся, что с помощью цифровых технологий их поведение будут контролировать извне или что их геолокацию могут отследить, поэтому заклеивают камеру на смартфоне или ноутбуке.

Мы стали заложниками парадоксальной ситуации, указывает Тимофей Нестик: с одной стороны, цифровые средства для дистанционной работы развиваются и мы не можем не использовать технологии, с другой стороны, мы их боимся. Похоже, должно пройти время, чтобы мы привыкли, начали доверять Сети и перестали воспринимать ее как всевидящее око Саурона.

Но сегодня мы уже действительно не можем просто уйти после работы домой и остаться наедине с собой или с самыми близкими. «Появление удаленной работы привело к тому, что мы постоянно находимся в состоянии совершенной обнаженности, публичности, — констатирует Тимофей Нестик. — Во время пандемии граница между интимным и публичным была сметена начисто.

И мы оказались уязвимыми даже не с точки зрения контроля, а с точки зрения того, что были разрушены социальные ритмы, которыми мы маркировали свое пространство, разграничивая личное и публичное. Поэтому нам захотелось совсем отключиться от цифрового мира, стать невидимыми в Сети.

Кроме того, многие из нас почувствовали на себе признаки выученной информационной беспомощности: мы стали думать, что ни один канал информации не заслуживает доверия — ни блогеры, ни официальные СМИ. Недоверие к цифровым технологиям как средствам коммуникации затрудняет перевод рабочих процессов в цифровую среду».

Но деваться некуда: мы можем не смотреть новости и не читать френд-ленту, однако как инструмент работы Сеть с нами, скорей всего, навсегда.

Смена образа

Мы создали цифровую среду, а теперь она пересоздает нас, благодаря ей мы гораздо быстрей и подробней, чем прежде, знакомимся с личной жизнью коллег, как и они — с нашей. «Мы больше не представляем собой одномерные образы с ярлыками «руководитель» или «сотрудник», которые навечно повернуты друг к другу одной стороной, — отмечает Тимофей Нестик.

— Теперь приходится принимать себя и коллег целиком, со всеми интересами, семейными проблемами, увлечениями. Открываясь по-новому в Сети, мы переходим от модели поддержания благополучия работника к модели обеспечения благополучия личности».

Нам больше не интересны работодатели, которых волнует лишь наше обучение, управление эмоцио­нальным тонусом, временем, стресс-менеджмент или поддержка коммуникаций, — этого мало. С помощью сетевой работы, которая заполнила жизнь, мы хотим выстраивать стратегию своего благополучия и жизненного успеха.

Тренд ближайших пяти-семи лет — замещение традиционных профессий гибридными, цифровыми, считает Дина Баясанова. И мы вскоре станем переводчиками между машинами и другими людьми. Например, модифицируется профессия водителя: он больше не будет крутить баранку, а превратится в оператора машин, которые обеспечивают качество сервиса.

Психолог останется с нами как собеседник, но его инструменты станут цифровыми, как и во многих других профессиях. Например, вчерашним днем станет тестирование личностного профиля во время консультации: психометрические тесты клиент будет проходить в Сети самостоятельно.

Чат-боты и роботы, функционал которых улучшается с каждым днем, станут нашими помощниками. Но не заменят нас. Эмпатия, эмоциональный интеллект, возможность чувствовать, а не только мыслить, — вот то, что отличает нас от машин. И этот «исходный софт» поможет нам не только быстро менять траекторию карьеры, но и управлять новыми ресурсами.

Уверенность в этом придает опыт 2020 года, который показал: любой бизнес (кроме услуг, которые оказываются вручную) может перейти в онлайн.

Кому мы нужны?

Собеседование по новым правилам

При устройстве на работу нам сегодня могут предложить пройти тестовые задания, собеседование онлайн или даже поиграть в игры. Что полезно при этом учесть?

Онлайн-собеседование. Вам присылают вопросы в виде текста, а отвечаете вы на них вслух, записывая себя в формате видеоинтервью, и запись отправляете работодателю. Затем HR-специалисты оценивают кандидатов с помощью новых компьютерных инструментов, используя системы распознавания лиц, мимики и жестов. Как подготовиться к собеседованию онлайн? «Представьте, что за экраном компьютера находится ваш потенциальный работодатель и вы рассказываете о своих компетенциях, — советует специалист по подбору персонала Дина Баясанова. — Ведите себя максимально естественно, одежда в традиционном для компании стиле тоже добавит плюсы».

Тестовые задания и кейс-симуляции. Эта альтернатива собеседования становится очень востребованной. Зачем расспрашивать кандидата о прошлых успехах, если можно сразу проверить его в деле? Пройти профессиональные тесты помогут опыт и ранее приобретенные навыки. А вот с кейс-симуляторами немного сложнее. Вам могут предложить поиграть в онлайн-игру, чтобы по поведению определить личностный профиль. На какие критерии обратит внимание HR-специалист? На ваше поведение в команде, навыки лидерства, стрессоустойчивость и адаптивность. Игры-симуляции применяются во многих компаниях. Например, в России «Сбер», набирая разработчиков, предлагает им поиграть в «эпичные игры для программистов» SberCraft. Победитель получает желанный приз — приглашение на новую работу.


1 Г. Солдатова, Е. Рассказова, Т. Нестик «Цифровое поколение России: компетентность и безопасность» (Смысл, 2017).